Презентация на тему "Система учреждений для оказания системной поэтапной помощи, образования и коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 73
Презентация для классов "Презентация на тему "Система учреждений для оказания системной поэтапной помощи, образования и коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Система учреждений для оказания системной поэтапной помощи, образования и
коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выполнила: Майорова Констанция
Система коррекционной помощи детям с двигательной патологией
ИНТЕРНАТЫ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СТАЦИОНАРЫ
ПОЛИКЛИНИКИ
САНАТОРИЙ НЕДЕЛЬНОГО ПРИБЫВАНИЯ
САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ОТДЕЛЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ БОЛЬНИЦ
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ
СПЕЦШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ IV ВИДА
СПЕЦШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЕМ ПОЛИОМЕЛИТА И ДЦП
ЯСЛИ-САДЫ
ДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
ГРУППЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЦП
УВК
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ
ЦЕНТРЫ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
КЛАССЫ КРО
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ШКОЛА НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ГИБКИЕ КЛАССЫ
ШКОЛА ДИСТАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ
Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране (Левченко, Приходько)
В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты
родильные дома;
неонатальные центры;
специализированные неврологические стационары и отделения многопрофильных больниц;
поликлиники;
неврологические отделения и психоневрологические больницы;
специализированные санатории;
ясли-сады;
школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дома ребенка;
интернаты (Министерства социальной защиты);
различные реабилитационные центры.
В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.
Родильные дома
Этот этап можно рассматривать как профилактический, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным зависит степень тяжести неврологических расстройств в отдаленный период.
В родильных домах имеются:
палаты для выхаживания детей
обслуживающий персонал проходит специальную подготовку по лечебному уходу и интенсивной терапии новорожденных;
лаборатории определяют различные биохимические и иммунологические показатели крови и спинно-мозговой жидкости;
применяют ранние нейрохирургические вмешательства.
Психоневрологические стационары и отделения для новорожденных
специально разработанные комплексы лечебной гимнастики;
массаж;
физиотерапию;
ортопедические мероприятия;
медикаментозную терапию.
Восстановительное лечение направлено на максимальную компенсацию нарушенных функций и предупреждение развития тяжелых изменений в нервной системе, лежащих в основе церебральных параличей. Включает в себя мероприятия:
В стационарах проводится комплексное обследование с целью выявления основных неврологических синдромов и сопутствующих расстройств, важных как для ранней дифференциальной диагностики различных форм патологии нервной системы, так и для проведения лечебных мероприятий.
стимулируют своевременное становление возрастных двигательных, речевых и психических навыков.
Ребенок пребывает вместе с мамой 1,5-3 мес.
Дети более старшего возраста периодически лечатся в неврологических отделениях многопрофильных больниц или специализированных реабилитационных центрах.
Поликлиника
После выписки из стационара ребенок с церебральным параличом или угрозой его развития продолжает лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога.
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома.
Во многих районных поликлиниках функционируют отделения восстановительного лечения, где работают врачи и методисты:
ЛФК;
логопеды;
дефектологи;
кабинеты физиотерапии;
рефлексотерапии.
В этих отделениях матерей обучают основным приемам абилитации и реабилитации функций.
Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории.
Санаторно-курортное лечение
Важную роль в комплексе реабилитационных мероприятий при детских церебральных параличах играет санаторно-курортное лечение (2-4 мес.). Санатории оснащены диагностическим оборудованием, лечебной аппаратурой, их штаты укомплектованы специалистами различного профиля. Наряду с общепринятыми методами коррекции, широко используются климато-, бальнео- и грязелечение.
Если родители по каким-либо причинам не могут обеспечить лечение больных детей в домашних условиях, государство берет их под временную или постоянную опеку, помещая в специализированные дома ребенка или интернаты.
Специализированные дома ребенка и интернаты
Принцип работы этих учреждений в основном такой же, как и санаториев.
В их штатах имеются психоневрологи, логопеды, методисты ЛФК, воспитатели-дефектологи.
В учебном плане школы-интерната особое место занимает производственно-трудовая подготовка (слесарно-токарное дело, деревообделочное, швейное, трикотажное, переплетное производство, садоводство и др.).
В школах имеются специальные инструкторы по трудовому обучению.
При выборе профессии учитывают двигательные, речевые и психические возможности, физическое здоровье, склонности и интересы учащихся.
Правильная организация труда в школах-интернатах имеет чрезвычайно важное значение для социальной адаптации детей с этой патологией.
ДОУ компенсирующего вида
Это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников.
Цель: всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения.
Задачи:
1) дифференциальная диагностика;
2) развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;
3) подготовка к обучению к школе.
Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3-4 до 7-9 лет.
С детьми работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи.
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
дети с церебральным параличом (ДЦП);
с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; (Поздняя резидуальная стадия ДЦП отличается тем, что уже стойко сформирован патологический двигательный и речевой стереотипы, оформились гиперкинезы, определилась интенсивность атаксий, сформировались контрактуры в суставах. Уже формируются особенности интеллекта и психического развития, может быть олигофрения, но чаще всего это нормальное психическое развитие.)
с миопатией;
с врожденными и приобретенными недоразвитием и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
По мнению рядя авторов (Л.В. Андреевой, Д.И. Бойкова, Е.Ф. Войлоковой, Ю.Г. Елизаровой, В.З. Кантора, Л.В. Лопатиной, Г.В. Никулиной, Г.Н. Пенина и др.) дети с ДЦП вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе:
выявление состояния интеллекта, уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей, подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).
Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются:
сочетание обучения и воспитания с лечебно восстановительными мероприятиями;
трудовая подготовка;
профессиональная ориентация.
Содержание коррекционно развивающей работы предполагает:
последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
целенаправленное формирование высших психических функций;
воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально бытовой адаптации.
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
l-я ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет),
2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет),
3-я ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
На 1-й ступени решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.
На 2-й ступени закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.
На 3-й ступени выбор профиля трудового обучения проводится с учетом психофизического развития учащихся. Рекомендуются профессии: архивное дело, программирование, фотодело, бухгалтерский учет, иностранный язык.
Дети с тяжелыми двигательными нарушениями могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях максимальной индивидуализации обучения, которая предполагает наличие:
гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений;
разноуровневых программ, адаптированных для коллективного и индивидуального обучения;
вариативного начального обучения с пропедевтическим периодом.
Пропедевтический период (подготовительный) следует рассматривать как гибкую структуру, задача которой – изучение возможностей ребенка, уточнение уровня психического развития, подготовка к дальнейшему обучению в начальной школе.
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
У большинства учащихся с ДЦП имеются нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с общим речевым недоразвитием разной степени выраженности, особое внимание на начальных этапах обучения уделяется:
отработке правильного произношения, развитию фонематического слуха и формированию основ звукового анализа;
уточнению и обогащению словарного запаса;
практическому овладению грамматическими средствами языка, выявлению и преодолению встречающихся в речи грамматических недочетов
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
Важная роль отводится трудовой и допрофессиональной подготовке, в процессе которой решаются лечебные задачи (развитие и коррекция мелкой моторики рук) и задачи социальной адаптации (подготовка к будущей профессиональной деятельности).
Курс трудовой подготовки включает 3 этапа:
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
1-й этап – начальная школа (О, I-IV классы). Дается общее представление о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, производится обучение элементарным навыкам работы с материалами и инструментами (пластилин, краски, нитки, ножницы и др.) Уроки способствуют развитию мелкой моторики.
2-й этап – допрофессиональная трудовая подготовка (V-Х классы). На данном этапе осуществляется совершенствование ранее полученных навыков, уточнение профессиональной направленности трудовой деятельности, а также коррекция неадекватных профессиональных намерений.
3-й этап – профильное обучение (XI-XII классы). На этом уровне осуществляется первоначальная профессиональная подготовка. Для занятий по труду в V-XII классах учащиеся делятся на две группы которые комплектуются при участии врачей (ортопеда, психоневролога и врача ЛФК) с учетом двигательных и познавательных возможностей, а также интересов детей.
Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников.
Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Выпускникам, сдавшим квалификационные экзамены или прошедшим квалификационные испытания, в установленном порядке выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной профессии.
Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.
М.В. Ипполитова и Л.А. Данилова отмечают, что содержание обучения в общеобразовательной школе и школе для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд общих черт:
обучение является цензовым, т.е. обеспечивает школьникам образование в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы;
в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов;
содержание обучения строится в соответствии с принципом единства системы образования;
построение программ соответствует основным дидактическим принципам.
Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
Проблемы в системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата
В системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаруживается целый ряд проблем, препятствующих их социальной адаптации и интеграции в современное общество:
недостаток дифференцированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
почти полное отсутствие подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата;
необходимость совершенствования методов лечебной, психологической и коррекционно-педагогической работы с этими детьми на научной основе;
трудности жизнеустройства, реализации предоставляемых государством льгот (жилищных, материальных, по вопросам образования и трудоустройства), медицинской, психологической и др. видов помощи;
низкая обеспеченность средствами передвижения, протезного снабжения, профессионального обучения трудового устройства, развития возможного надомного труда.
Решение этих проблем частично осуществляется в организации комплексных психолого-педагогических медико-социальных (ППМС) и реабилитационных центров для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для осуществления работы этих центров крайне необходимым является совершенствование ранней диагностики детей с двигательной патологией.
Надомное образование
По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 11 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, превышающую 60%.
Одной из форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно двигательного аппарата.
С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство.
С другой – имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа, нерегулярность домашних уроков, изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации.