Презентация "Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 85
Презентация для классов "Презентация "Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Презентацию подготовила: Березлева Е.В.
- преподаватель МБУ ДО ДМШ
г. Новоалександровска Ставропольского края
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Музыкальный слух как основа музыкального мышления музыкально-оценочной деятельности
Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух – это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражение идейно-образного содержания.
Музыкальный слух развивается в результате музыкальной деятельности и путем специальных упражнений.
По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на:на
относительный –- это способность воспроизводить и воспринимать звуки, интервалы и их ладовые взаимоотношения только сравнительно с заданной тональностью или с данным звуком.
Абсолютный -это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения с каким-либо исходным звуком.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Музыкальный слух
Архитектонический
Тембровый
Полифонический
динамический
Фактурный
Внутренний
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из ряда взаимопроникающих компонентов, основные из которых следующие:
Ладовое чувство
2.гармонический слух.
Звуковы
сотный слух
Чувство метро ритма
1.мелодический слух
Фонизм
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Учебная программа по предмету как нормативный документ, определяющий задачи обучения, устанавливающий его конкретное содержание.
Содержание курса сольфеджио является изучение основных средств музыкальной выразительности.
Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.
Цели и задачи сольфеджио:
-Дать учащемуся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.
-Выработать у учащегося элементарные музыкально технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и для дальнейшего музыкального развития.
-Заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Программа курса сольфеджио включает в себя разделы:
вокально-инструментальные навыки;
сольфеджирование и пение с листа;
воспитание чувства метроритма;
музыкальный диктант;
воспитание творческих навыков;
теоретические сведения.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Построение урока может быть типовым или свободным.
Примерный план урока в детской музыкальной школе:
3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;
10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;
8-10 минут – слушание, объяснение нового;
8-10 минут – диктант;
10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;
5 минут – домашнее задание, заключение.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Основные требования к занятиям сольфеджио:
- методичность и последовательность в построении урока;
-ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач;
-умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальными и с пристальным вниманием к каждому учащемуся;
-четкая организованность классной работы и домашних заданий;
- требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Поисковый метод как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках сольфеджио.
Целью проблемного метода является развитие мышления учащихся, чтобы на основе информации, данной учителем, они могли бы освоить дополнительные сведения самостоятельно. При этом главное – активизация мыслительной деятельности, которую ученик совершает при решении той или иной проблемы.
Следует заметить, что проблемный метод применяется на уроке в комплексе с другими. Введение его в урок: постановка вопроса перед учащимися, то есть
а) создание проблемной ситуации,
б)выдвижение учащимися гипотезы для ее решения или предполагаемого ответа на вопрос,
в) решение гипотезы или ответ на вопрос
Проблемный метод пробуждает интерес к познавательной деятельности, музыкальной науке. Чувство уверенности, радость познания при решении проблемы превращает процесс обучения в «учение с увлечением» (В. Сухомлинский).
Методы активизации обучающихся на уроках сольфеджио:
Пение
Импровизация
Голосовые игры
Речевые упражнения
Словесные высказывания
Интересный подюор музыкального материала
Задания на активизацию слухового внимания
Создание рисунков
Графическая звукозапись
Движение
Инсценирование
Игра на музыкальных инструментах
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Общедидактические и специальные задачи урока сольфеджио в ДМШ.
Типы уроков.
Программой по сольфеджио для детских школ искусств, как основные в работе, определяются сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов, а интонационные, ритмические и творческие упражнения – вспомогательными.
Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками.
Построение урока может быть типовым (всегда одинаковым) или свободным (где последовательность форм работы будет меняться). В каждом уроке должны сочетаться три момента:
1.повторение пройденного;
2.тренировка нового навыка;
3.подготовкак следующему навыку.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Формирование ладового слуха.
Развитие ладового слуха является основой спеха в освоении сольфеджио и для этого существует множество методических приемов:
1.Интонирование упражнений;
2.Интонирование ступеней (устойчивых, поступенное движение, все пройденные ступени в различном чередовании);
3.Пение интервалов (вверх и вниз, с обращениями);
4.Пение аккордов;
5. Интонирование звукорядов (мажор и минор)
!!! Хорошее звукоизвлечение зависит от правильного положения корпуса: плечи спокойны, голова,шея в спокойном, не наряженном состоянии
При пении стоя и сидя спина прямая, руки и подбородок свободно опущены. Вес корпуса распределен на обе ноги.
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Музыкальный диктант как одна из форм активного музыкального восприятия.
Музыкальный диктант – одна из форм курса сольфеджио. Эта форма работы применяется с 1-го класса.
Трудность этой формы заключается в одновременном сочетании ладового и метроритмического воспитания, развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и освоения формы.
Диктант проводят в устной и письменной форме
«Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ»
Основные формы музыкального диктанта:
1)нотописание (списывание нот) - как подготовительное упражнение;
2)устный (пение с названием нот после прослушивания);
3)подбирание на фортепиано;
4)графическое изображение мелодической линии;
5)транспонирование;
6)учебный или предварительный (пишется педагогом на доске)
7)запись мелодий по памяти после предварительной записи её на доске в той же или другой тональности;
8)самостоятельная запись мелодии после предварительного разбора;
9)запись прослушанной мелодии по памяти без предварительного разбора;
10)короткие диктанты-молнии;
11) запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант);
12)диктант с настройкой и диктант в произвольной тональности;
13)диктант эскизный, который пишется по частям;
14)диктант «с ошибками», который пишется на доске педагогом;
15)ритмический диктант;