Призентация по русскому языку. 10-11 класс. Правописание личных окончаний глаголов суффиксов причастий.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 97
Презентация для классов "Призентация по русскому языку. 10-11 класс. Правописание личных окончаний глаголов суффиксов причастий." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Правописание личных окончаний глаголов суффиксов причастий.
Подготовила: учитель Фазуллина Н.Р.
Если окончание глагола безударное, поставьте его в начальную форму.
Если оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться)
Если нет, определяем не является ли глаголом исключением (гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, терпеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, вертеть)
Если да, пишем окончания II спряжения
Если нет, пишем окончания I спряжения
Глаголы прошедшего времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что перед –ть в инфинитиве.
Например, приклеИть-приклеИл
ТаЯть-таЯл, смотрЕть-смотрЕл
Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени
если причастие образовано от глагола I спряжения, то суффикс -ущ(-ющ).
Например, тающий, борющийся.
Если от глагола II спряжения, то суффикс
-ащ(-ящ), например, клеящий, строящий.
Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени
Суффикс -вш- образует причастия от основы глагола, заканчивающейся на гласный, а -ш- — от основы на согласный:
размышлять — размышлявший о жизни;
ползти — ползший по листочку жук.
Перед формообразующим суффиксом причастия -вш- сохраняется та же гласная, что и в основе производящего глагола. Например:
успокоить — успокоивший ребенка;
повеять — повеявший ветерок;
ненавидеть — ненавидевший ложь.
Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени
Если причастие образовано от глагола I спряжения, то суффикс –ем (ом).
Например, читаемый, играемый, ведомый.
Если от глагола II спряжения, то суффикс
-им, например, ненавидимый, судимый
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формообразующий суффикс -нн- образует причастия от глаголов с основой, заканчивающейся суффиксом -а- или -я-:
замешать тесто — замешАнное тесто;
потерять — потерЯнная перчатка.
Если же производящий глагол заканчивается на -ить или -чь, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-:
украсить — украшЕнная гирляндами ёлка;
подвесить — подвешЕнный фонарик;
сберечь — сбережЁнная фотография.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: действительных причастий настоящего времени
Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: страдательных причастий настоящего времен
Разыскива...мый клад, трудновоспиту...мый подросток, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
(Он) стро…тся, колебл…тся, гон…тся, мне легко дыш...тся, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, они бор...тся, снег та...т, не все завис...т от обстоятельств, туман стел..тся, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, флаги ре…т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
А) 1) завиду..шь, негоду..шь
2) забот..вшийся, выпячива..мый
3) бре..шься, завис..мый
4) смотр..шь, наследу..мый
5) продолж..шь, очист..вший
Б) 1) поджар..шь, наследу..мый
2) пересил..шь, заброс..вший
3) тепл..щаяся, помо..т (они)
4) (они) развяж..тся, пляш..щие
5) (дети) жмур..тся, размен..нный
В) 1)произнос..шь, слыш..мый
2)относ..шься, надума..шь
3)засмотр..шься, реша..мый
4)невид..мый, разгон..шься
5)раска...ться, найд..нный