Презентация по искусству на тему " Содружество искусств и литературы" (9 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 88
Презентация для классов "Презентация по искусству на тему " Содружество искусств и литературы" (9 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Вставьте пропущенные слова:
художник, литературе, музыка, слово, кино, писатель.
__________, живописное, пластическое, музыкальное, проникающее в любой уголок природы и сознания, может о многом рассказать человеку.
Слово говорит прямо и конкретно о том, о чем ______________ может сказать лишь косвенно, пробуждая в человеке определённые мысли и чувства.
На первый взгляд кажется, что границы литературы и живописи чётко определены: _____________ работает с абстрактным словом, ______________ зримо представляет окружающий мир с помощью красок и линий.
В __________________ образы рождаются при чтении благодаря нашему воображению и фантазии, а потому носят умозрительный характер. В _____________ они зрительно-словесные, непосредственно предстающие перед нами на экране.
Литература как универсальная форма эстетического познания и освоения мира.
Литература - важнейшая часть культуры. Она способна влиять на общество через печатное слово, именно литература отражает идеи и идеалы общества, тенденции его развития.
В большой семье искусства литературе отведено, наверное, одно из самых почетных мест.
М. В. Нестеров. Наташа Нестерова на садовой скамейке. 1914 год.
Читая художественную литературу, люди саморазвиваются, расширяется их мировоззрение, обогащается речь, утончается мышление, пополняется жизненный опыт. При чтении можно остановиться, размышлять над прочитанным, перечитать, вспомнить, анализировать свои мысли, сравнивать с современностью.
Но и словам, к сожалению, не хватает материальности, чарующего звука, яркого цвета, изящных линий, выразительных очертаний.
Пожалуй, наиболее плодотворен перевод художественного слова на язык графики. Совсем не случайно графику называют «самой литературной живописью».
М.О. Микешин. Татьяна Ларина. Гравюра.
М.П. Клодт. Татьяна Ларина.
К.И. Рудаков. Татьяна Ларина.
Микеланджело как писатель
Микела́нджело Буонарро́ти-великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт,
мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Мало кто знает о том, что знаменитый художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность, но впервые его сонеты и мадригалы были опубликованы только в 1623 году. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.
«Ночь»
Микеланджело написал стихотворение к скульптуре "Ночь" в 1546 году.
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(1855)
Перевод Тютчева
Почти пятнадцать лет работал Микеланджело над усыпальницей герцога Джулиано Медичи, во Флоренции по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.
Микеланджело не только увеличил масштаб гробниц, а также впервые использовал в них фигуры в натуральную величину.
Мастер блестяще разбирался в анатомии и физиологии человека.
Странная, левая грудь "Ночи" будоражила воображение не одного поколения искусствоведов.
Они склонялись к мысли, что это скульптурный дефект.
Микеланджело, однако, трудно обвинить в незнании анатомии или неумении ваять женское тело.
Не так давно "ошибкой" заинтересовался американский профессор-онколог Джеймс Старк, специалист Центра лечения онкологических заболеваний в Портсмайсе штата Вирджиния, и Джонатан Нельсон, искусствовед Нью-Йоркского университета.
Они заявили, что Микеланджело намерено изваял в образе «Ночи» женщину со смертельным недугом.
На скульптуре до мельчайших подробностей воспроизведены свидетельства поздней стадии рака груди.
Джулиано Медичи был тяжело болен.
Поэтому «Ночь» со смертельной меткой на его надгробии появилась как символ смерти.
И Микеланджело сделал это вполне сознательно.
Содружество
литературы и музыки
Часто она [Александра Пахмутова] пишет сперва мелодию, а уже потом я сочиняю к ней текст… Расскажу на примере «Мелодии». Мы жили тогда в Рузе, и однажды вечером Аля говорит: «Коля, послушай одну новую мелодию, я сама ещё не могу понять, интересна она или нет. Послушай, стоит из нее что-то делать?» Сыграла. Я говорю: «Аля, не знаю, но мне кажется, это потрясающе». Я не очень чисто пою, но плохую музыку от хорошей всегда отличу. Ну, в общем, взялся я за эту Алину тему.
Первая строчка возникла сразу: «Ты моя мелодия». По законам стиха вторая должна быть примерно такая: «Я твой дорогой». Третья: «Ты моя хорошая». И четвертая: «Снова мы с тобой». А точно, исходя из ритма пахмутовской мелодии, получилось: «Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей».
Здесь ритм постоянно меняется, каждое слово ударное. В стихах так бывает крайне редко. Безумно сложная подтекстовка. Я над ней работал два года! Выпустил за это время сборник стихов…
Александра Пахмутова и Николай Добронравов
Из воспоминаний Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском:
« У меня было написано так: когда шарманка перестает играть. Чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. « Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам … Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…»
В.Е. Маковский. Шарманщик. 1870г. Пермская художественная галерея.