Презентация уроку по теме: "Эмоционально-экспрессивная лексика".
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 160
Презентация для классов "Презентация уроку по теме: "Эмоционально-экспрессивная лексика"." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Эмоционально-экспрессивная лексика.
МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова»
Учитель: Сорокина Юлия Александровна
В русском языке имеется немалый фонд слов с устойчивой эмоционально-экспрессивной окраской. Оттенки этой окраски чрезвычайно многообразны и обусловлены тем или иным отношением к называемому явлению: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Характер окраски может видоизменяться в зависимости от контекста и речевой ситуации. Например, ласкательная лексика выражает неодобрение: Что же это ты, батенька, промолчал?!
Однако важно то, что та или иная эмоционально-экспрессивная окрашенность у слова при этом остается; за исключением, может быть, очень редких случаев − специальных контекстов нейтрализации окраски. Выразительные же качества слова позволяют зачислять его в языковой фонд стилистических средств.
Что создает эту окрашенность и почему она так устойчива? Экспрессивно-эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки. Функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению, а следовательно, экспрессивностью (обычно через эмоциональность).
1. Слова этой группы обычно однозначны; заключенная в их значении оценка настолько явно и определенно выражена, что не позволяет употреблять слово в других значениях. Такие слова, как губошлеп, разгильдяй, горлодер, брюзга, пустомеля, мазила, кликуша, властелин, дар, всемогущий и т. п., уже сами по себе, в своей семантике несут экспрессивно-эмоциональный заряд и потому являются стилистически окрашенными.
Эта лексика используется преимущественно в устно-фамильярной, сниженной речи: лентяй, беспардонный и т. п. − либо, напротив, в книжно-торжественной: дерзновенный, стяг, всемогущий (последние слова иногда употребляются иронически).
2. Вторая группа − это многозначные слова, которые в своем прямом значении обычно стилистически нейтральны, однако в переносном значении наделяются яркой оценочностью и экспрессивной стилистической окраской. Эти слова можно условно назвать ситуативно-стилистически окрашенными. Ср., например: дуб (о человеке), тряпка (о мужчине), болото (об общественной группе), баба (о мужчине); о человеке: слон, мед, ведь, орел, ворона и т. п.
3. Третью группу составляют слова, в которых эмоциональность, экспрессивность и вообще стилистическая окрашенность достигаются аффиксацией, большей частью суффиксами: мамочка, грязнулька, бабуля, солнышко, цветочек и т. п. Однако это явление не столько собственно лексическое, сколько словообразовательное.
4. Выделяется и четвертая группа, точнее, подгруппа в первом из указанных разряде слов. Она состоит из таких лексических единиц, в которых оценочность и экспрессия не столько заключены в значении слова (во всяком случае, изначально), сколько связаны с традицией употребления и сопутствуют ей: вития (оратор), вещать (говорить, провозглашать), взывать (обращаться), предвосхитить, благой (хороший, заслуживающий одобрения), дерзать (стремиться), глашатай, провозвестник. Стилистическая высокость, торжественность, риторичность таких слов обусловлена традицией их употребления в соответствующих сферах, преимущественно письменной речи. В связи с этим им присуща и некоторая оценочность.
Многообразные оттенки эмоционально-экспрессивной окраски принято делить на два больших разряда: с положительной и с отрицательной (негативной) оценкой.
Среди положительных оттенков выделяются:
•торжественный, возвышенный (воздвигать, восхотеть, водрузить, изведать, чаяния, грядущий, дерзновенный, нерушимый, воистину);
•близкий к ним риторический (вопиять, возвещать, кара, держава, властелин, зиждитель);
•возвышенно-поэтический (лучезарный, блистательный, горделивый);
•одобрительный (прекрасный, изумительный, благородный, грандиозный);
•ласкательный (заинька, мамочка, весточка, куколка, мой ангелочек, золотце мое);
•шутливый (ерундистика, запузыривать, жеребятина).
Негативные оттенки еще более разнообразны:
•неодобрительный (критикан, брюзга, картежник, гулена, измыслить);
•презрительный (зубрила, ищейка − о человеке, балаболка, балбес);
•укоризненные (бесстыдник, бедокурить);
•иронические (вздыхатель, великовозрастный, благонравие, выдворить, инакомыслящий);
•пренебрежительно-фамильярные (белобрысый, выскочка, злопыхатель, иностранщина);
•бранные (безмозглый, гад, выдра − о женщине, барахло − о человеке) и др.
Эти нюансы нередко с трудом уловимы, к тому же
изменчивы: и исторически, и в зависимости от контекста. Однако при возможном изменении оттенка общая эмоционально-экспрессивная окраска у этих слов, как правило, всегда присутствует.
Упражнение 1
- Определить значение слова, его ЭЭО.
1. Кичиться А.Сплетничать
2.Кляузничать Б.Хвастаться, горделиво
превозноситься.
3. Перечить В. Обсуждать
4. Дебатировать Г.Возражать
Упражнение 2
- Спишите в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы:
Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар, спелый ж_лудь, длинная беч_вка, завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн, ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать, ч_порный вельможа, тихий ш_рох, спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.