"Школьная неуспеваемость: причины и пути приодаления"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 127
Презентация для классов ""Школьная неуспеваемость: причины и пути приодаления"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Проблема
Проблема неуспеваемости школьников была и остается актуальной. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников неправильно сформировавшееся отношение к учению, они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности
Понятие
Неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы
Школьная неуспешность – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.
Основными направлениями и видами деятельности по преодолению школьной неуспеваемости являются:
– выявление возможных причин низкой успеваемости и качества УУД обучающихся;
– принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества УУД учащихся через: внеурочную деятельность, работу с родителями, работу учителя предметника на уроке, воспитательную работу в школе.
Три типа неуспевающих:
1) школьники, имеющие низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению;
2) школьники с высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению;
3) неуспевающие с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению.
Четыре группы причин учебной неуспеваемости:
1) психологические причины;
2) биопсихические причины (физиологические);
3) педагогические причины;
4) социальные причины.
Источник активности человека – его потребности.
Мотив – побуждение к активности в определенном направлении.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
– создавать проблемные ситуации;
– активизировать самостоятельное мышление;
– организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
– выстраивать позитивные отношения с классом;
– проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят
Учитель
1.выстраивание доверительных взаимоотношений с учащимися,
2.учет личностных качеств
3.подбор индивидуального подхода к каждому ребенку…
(формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ)
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:
1-й класс – домашнего задания нет
2–3-й классы – 1,5 часа в день
4–5-й классы – 2 часа в день
6–8-й классы – 2,5 часа в день
9–11-й классы – 3,5 часа в день
Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
Воспитательное воздействие – с неуспевающими учащимися должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей ученика.
Программа деятельности со слабоуспевающими
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда ученик уже не имеет возможности их исправить).
4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).
5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий ученик должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
Программа деятельности классного руководителя
Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование школьников, родителей, собеседование)
В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Программа деятельности ученика
1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
2. Ученик обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.
3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.
Программа деятельности родителей
1. Родители обязаны явиться в школу по требованию классного руководителя или заместителя директора школы.
2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учащихся и его посещение школы.
3. Родители обязаны помогать ученику в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на занятиях по болезни или другим уважительным причинам.
4. Родители имеют право посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат.
5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заместителю директора школы.
6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав учащихся с целью принятия административных мер наказания к родителям
Программа деятельности администрации общеобразовательной школы
1. Администрация общеобразовательной школы организует работу учебно-воспитательной комиссии.
2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учениками.
3. Администрация общеобразовательной школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими школьниками
4. Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав учащихся с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Вывод :
Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости учащихся. Каждое образовательное учреждение пытается решить эту проблему по-своему. В зависимости от причин отставания в учебе и неуспеваемости практическая работа учителя по ее преодолению может быть самой разнообразной. Какие бы методики и технологии преодоления отставания в учебе и неуспеваемости ни применялись, педагог всегда должен помнить о значении благожелательного отношения к отстающим в учебе детям. Учитель обязан быть с ними уравновешенным, терпимым, проявлять педагогический такт и веру в возможности преодоления учеником трудностей в обучении.