Презентация по родному языку (русскому) на тему "Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости." (10 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 117
Презентация для классов "Презентация по родному языку (русскому) на тему "Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости." (10 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова»
Учитель: Сорокина Юлия Александровна
Лексические ошибки включают:
речевое многословие
речевую недостаточность
незнание лексической сочетаемости слов
Речевое многословие – это
употребление в речи тавтологии (тавтология – повторение слов с одинаковыми корнями, например: соединить воедино, возобновить вновь, приближаться все ближе); можно встретить в предложениях: «Строители работали на стройке в течение месяца», или «Когда окончательно будет закончен ремонт , никто не знает», «Старик облокотился локтем на стол»
употребление в речи плеоназмов (лишних по смыслу компонентов: ценные сокровища, вернуть обратно, упал вниз, главная суть и др)
Такие ошибки (плеоназмы) чаще всего получаются в результате соединения русского слова с иноязычным, например: свободная вакансия, памятные сувениры, в конечном итоге, странный парадокс, необычный феномен, ведущий лидер и др.
Найдите в данных предложениях подобные ошибки и продолжите список словосочетаний:
1.Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шоферского дела.
2.Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца.
3.Всем участникам семинара подарили сувениры на память.
4.На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле хотят лишить их последних льгот.
Речевая недостаточность может быть связана с
пропуском слова (например , надпись на дверях рентгенкабинета «Делаем только срочные переломы» или объявление в учреждении «Страховая компания приглашает в любой четверг для получения травмы»)
неверным употреблением понятия (например: «Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване», или «В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа», или «Железнодорожник постукивал молоточком по чугунным колесам паровоза»)
Лексическая сочетаемость слов подразумевает связанность существительных только с определенными глаголами. При оценке какого –либо факта
используются следующие устойчивые сочетания слов:
играет (важную) роль
роль принадлежит
имеет (важное) значение
придается (особое) значение
занимает (важное) место
отводится (особое) место
уделяется (особое) внимание
Используя данные устойчивые сочетания слов, исправьте следующие предложения:
1.Новые инициативы России сыграли важное значение в разрешении конфликта на Балканах.
2.Особое место в исследовании космоса принадлежит российским ученым.
3. Значительная роль в подготовке инженеров отводится практике на заводе.
4.Правительство всегда придавало большую роль развитию промышленности в Московской области.
5.Самое большое значение уделялось акциям, связанным с 500-летием Арбата.
6.Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов.
7.Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества.
Кроме того, некоторые глаголы соединяются по смыслу только с определенным набором существительных. Так, например, глагол «оказывать» может быть связан только с существительными: помощь, поддержку, воздействие, влияние, знаки внимания. Исправьте ошибки в предложениях с глаголом «оказывать»:
1.Медики города оказывают медицинское обслуживание морякам.
2.До определенного времени ученые не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны.
3.Герань, алоэ и некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на больных.