Презентация по литературе на тему "Образ Бабя Яги у народов мира"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 74
Презентация для классов "Презентация по литературе на тему "Образ Бабя Яги у народов мира"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Кто такая Баба Яга?
Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
КАРЕЛЬСКАЯ СЮОЯТАР
В карельской мифологии Сюоятар (Сюэятар) предстает как творец вредоносных существ - лягушек, насекомых и змей. Хоть она и живет в лесу, под старым пнем, в землянке, однако она связанна с водной стихией. Сюоятар в карельских сказках стремится проникнуть в мир людей, чтобы не только навредить им, но и жить какое-то время человеческой жизнью.
ЯПОНСКАЯ ЯМАУБА
Ямауба во многом напоминает демона-они, поэтому её относят к этим демоническим существам, которые наносят вред или убивают любого человека, попавшегося у них на пути.
Ямауба может также спуститься из своей горной среды обитания, чтобы терроризировать людей в низинах. Например, в сказке, записанной в начале двадцатого века в префектуре Токусима, рассказывается о матери, которая оставляет своих троих детей дома, когда идёт навещать могилу своего умершего мужа. Она предупреждает детей, что в горах есть Ямауба, и что они не должны никому открывать дверь.
Когда у двери дома появляется Ямауба, утверждающая, что она и есть их мать, дети не пускают её внутрь, увидев покрывающие её руку волосы. Ямауба бреет свою руку и пытается попасть в дом ещё раз, но дети отказываются её впустить из-за грубого голоса.
В конце концов, Ямаубе удаётся попасть в дом и съесть младшего ребёнка. После долгой череды событий и помощи ками неба два старших мальчика убегают, а Ямауба гибне.
В Японии родители иногда пугают не слушающихся детей тем, что их съест Ямауба
ЛОУХИ - ФИНСКАЯ ВЕДЬМА
Старуха Лоухи (фин. Louhi) — хозяйка Похьолы в карельском народном эпосе и в финской поэме Калевала, могущественная колдунья. В «Калевале» Лоухи — старуха, злой отрицательный персонаж. По её инициативе Ильмаринен создает волшебную мельницу Сампо, после чего он становится мужем одной из её дочерей. Во время свадебного пира её мужа убивает Лемминкняен. После утраты Сампо, которое похищает Вяйнамейнин, Лоухи насылает болезни на страну Калевала. Именно она похищает Солнце и Луну
БАБА-ЯГА В БАШКИРСКОЙ МИФОЛОГИИ
Убыр (башк. убыр, восходит к общетюркскому оbur от корня оp ‘засасывать’, ‘затягивать’) — в башкирской мифологии упырь, вампир; мифический персонаж, оборотень, покойник. В сказках встречаются персонажи башк. убыр әбей — старушка убыр (другое имя — мәскәй әбей); башк. убыр ҡарсыҡ — питающийся кровью и спинным мозгом людей и животных;башк. убырлы ҡарсыҡ — Баба-яга (Балаларҙың шауын тыңлап йөрөгән убырлы ҡарсыҡты мөгөҙлө ҡарсыҡ тиҙәр. — Бабу-ягу, которая подслушивает, где шумят дети, называют рогатой старухой); башк. убыр ҡатын — женщина-вампир; башк. убыр ҡәйнә (Килене ташлаған икмәкте убыр ҡәйнә йота ла ҡуя икән (ЙФ). — Говорят, хлеб, который кидает невестка, вампир мгновенно глотает).