Презентация по методологии "Метод наблюдения в педагогическом исследовании"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 105
Презентация для классов "Презентация по методологии "Метод наблюдения в педагогическом исследовании"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
- целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение.
Наблюдение
Определение цели и задачи.
Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.
Выбор способа наблюдения.
Определение единиц наблюдения.
Выбор способов регистрации наблюдаемого и подготовка необходимых форм и оборудования.
Проведение наблюдения с параллельной регистрацией его результатов.
Обработка и интерпретация полученной информации.
Этапы наблюдения.
целенаправленность;
объективность;
наличие плана наблюдения;
разработка процедуры;
учет возможных ошибок;
возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений;
необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков;
оптимальность.
Требования, предъявляемые к процессу наблюдения:
Педагог получает ценные факты непосредственно из жизни.
Наблюдение за теми или иными сторонами жизни и деятельности человека помогает педагогу объяснить факты, установить связи, зависимости и пр.
Педагог ставит перед собой вопросы, рассуждает, строит предположения и т.д.
Позволяет фиксировать событие в момент его протекания.
Достоинства метода наблюдения.
Субъективность.
Значительные затраты времени.
Однократность.
Ограниченность круга наблюдаемых.
Недостатки метода наблюдения.
Галло-эффект.
Эффект снисхождения.
Ошибки центральной тенденции.
Ошибка корреляции.
Ошибка контраста.
Ошибка первого впечатления.
Ошибки наблюдения.
Наблюдение – незаменимый источник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану.
Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую процедуру.
Наблюдению не подлежат события прошлого.
Метод наблюдения хорошо использовать в сочетании с другими методами исследования, для получения более достоверной информации.
Вывод.
Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. — 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.
Список литературы.