Презентация "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 111
Презентация для классов "Презентация "Жизнь и творчество А.П.Чехова"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Тихий, скромный, словно барышня»
(Л.Н. Толстой)
«Кремень человек, жестокий талант» (А.С. Суворин, издатель)
«Что-то нежное» (В.Серов)
Высокий (19 лет – 182 см ), русоволосый, кареглазый
Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель.
М. Громов
Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. Однако похожим хочется быть только на Чехова.
С. Довлатов
Родился в Таганроге
Удивительная смесь города - крепости и ещё совсем недавно крупного порта. К концу 1860-х годов из-за обмеления гавани жизнь постепенно заглохла.
Чрезвычайно ценилось искусство, «вторая итальянская опера в России».
«Как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог» (А.П. Чехов, 1887)
Отец — Павел Егорович
(1825 — 1898 г.г.)
В детстве обучался грамоте в сельской школе, пению по нотам у дьячка и игре на скрипке у регента.
Крепостной крестьянин- мещанин – купец 3, в течение 16 лет 2 гильдии
Общественный деятель по городскому управлению, член торговой депутации. (имел формулярный список, медаль для ношения на шее)
(1835 — 1919 г.г.)
Грамоте обучалась дома и недолго. В 12 лет была отдана в частный "институт благородных девиц мадам Куриловой", где обучалась манерам, хорошему тону и танцам. Мягкая и отзывчивая. Гостеприимная.
"Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему".
Мать — Евгения Яковлевна
«Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери»
Александр — литератор, лингвист (1855 — 1913 г.г.);
Николай — художник (1858 -1889 г.г.);
Михаил — писатель, юрист (1868 — 1936 г.г.);
Иван — учитель (известный московский педагог) (1861 — 1922 г.г.);
Мария — художница-пейзажистка (1863 — 1957 г.г.).
Семья Чехова. 1874 год видеофрагмент
Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми
«В детстве у меня не было детства»
Лавочка Чеховых торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней отец нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, спевками и репетициями , церковными и домашними молениями.
Дети учились ремеслу (Антоша портняжничал). Приучали к счётному делу, к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приёмов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, (Александр Павлович)
1869 год. Гимназия в Таганроге.
Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу .
«Театр мне давал когда-то много хорошего…»
«Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…»
Гимназистам запрещалось посещать театр без сопровождения взрослых. Антон ухитрялся делать это тайком.
Банкротство
В 1876 году отец разорился.
Вся семья, кроме Антона, уезжает в Москву. Шестнадцатилетний юноша обеспечивает и себя, и всю семью – посылает деньги в Москву.
П. Е. Чехов пишет сыну: «Антоша! нам так уже наскучили недостатки, что даже и жизнь не мила; одно только интересует впереди, что вы отучитесь поскорее и нам будете помогать. Трудно нам жить, но труднее всего вашей мамаше достается. <...> Ты нас утешаешь и обещаешь успокоить мамашу, за это Бог даст тебе здоровья и свое благословение». видеофрагмент
Уездный врач
1879 год. Московский университет, медицинский факультет, где учился у известных профессоров:
Н. Склифософского,
Г. Захарьина и др.
1883
В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным
врачом в Воскресенске (Истра), в больнице известного доктора
П. А. Архангельского. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время
заведовал больницей.
«Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и , вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где это было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно – предпочитал не писать вовсе» (из письма)
Антоша Чехонте
С конца 70-х гг. началась литературная деятельность Чехова.
Сотрудничая в различных юмористических журналах («Осколки» и др.), печатается под псевдонимами - Антоша Чехонте, Антоша Ч., Брат моего брата, Рувер, Человек без селезенки, Врач без пациентов
1880 год. Первое опубликованное произведение «Письмо ученому соседу»
1884 год. Первая книга рассказов «Сказки Мельпомены».
1885
“Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, игра в литературу должна иметь разные клички”
Сценка – жанр ранних рассказов
Сценка – короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.
Черты сценки:
Краткость (минимум пояснений и описаний)
Простота, незатейливость заглавий.
«Говорящие»,забавные фамилии.
«Правдоподобная» речь персонажей.
Смешное достигается путем столкновения несовместимого.
Портрет работы Н.Чехова
Писатель, а не врач
1886 год. Начинает сотрудничать в газете «Новое время», впервые подписывается своим именем.
Отказывается от врачебной практики. «Докторскую вывеску не велю вывешивать…»
1886 год. «Пестрые рассказы»
1887 год. «В сумерках» (Пушкинская премия). Первые признаки чахотки.
1887
Художественное мастерство Чехова - рассказчика
Основной жанр – рассказ (при малом объеме с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни конца 80-90-х годов хIх века).
«Краткость – сестра таланта»,
«Писать талантливо,
то есть кратко»,
«Умею кратко говорить о длинных вещах».
Художественное мастерство Чехова - рассказчика
2.Средства достижения лаконизма:
заглавие, имеющее точное идейное звучание;
сюжет: необычное положение, случай, нарушающий обычное течение жизни;
композиция: краткая экспозиция; динамичное действие; неожиданная развязка (суть рассказа); художественная деталь, заменяющая подробные описания.
Художественное мастерство Чехова - рассказчика
3. Перевоплощение автора в своего героя (речь, манера поведения, отношение к миру).
4.Сравнения и эпитеты; афоризмы в устах положительных героев, плоские «крылатые слова» - в устах отрицательных.
5. Сатирическое изображение «футлярной жизни».
Приемы сатирического изображения «футлярной жизни».
Заострение в показе характерных качеств героя, сгущение в нем красок путем подбора ряда однородных деталей.
Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа.
Герой из привычной для него обстановки попадает в новые для него условия, где резче обозначаются черты его характера.
Эзоповский язык (недоговоренность, иносказания, намеки и т.д.)
«Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат Миша, надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество». (Из письма М.П. Чехову, 1879)
Вхождение в «большую» литературу
Напряженный поиск новых жанровых форм. Драматизм жизни в рассказах «Тоска», «Егерь», «На мельнице». Детская тема: «Мальчики», «Гриша», «Ванька» (1886), «Володя» 1889 «Детвора
1888 год. Повесть «Степь». Нет острого сюжета.. Поэзия огромного размаха богатырского пейзажа. Изображение мира, преломленного в сознании героя- ребенка. Свежесть, непосредственность восприятия окружающего мира.
Рассказы Чехова перестают быть смешными, появляется трагическая нота.
1889 год. Драма «Иванов»
«Писатель с холодной кровью!» (Михайловский)
"С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи".
1890 год. Благополучный писатель, известный, признанный, всё бросает и уезжает в страшное путешествие – исследовать быт каторжников.
Книга «Остров Сахалин» - научный труд, документальное повествование. Поражает контраст между бесстрастной формой изложения и предметом изображения – бессмысленные мучения терзающих друг друга людей.
«..мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст… развращали людей, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей. Теперь вся образованная Европа знает, что виноваты не смотрители, а все мы…»
Произведения 90-х годов
Размышления Чехова над смыслом жизни и местом в ней человека отражены в рассказах «Скучная история», «Огни»
Раздумья над действительностью и общим смыслом жизни, который кроется во множестве обычных событий, поступков людей.
1892 год. «Палата №6»
1897
«Течение мелиховской жизни»
1892 год. Покупает Мелихово.
Не будучи богатым, заботится о семье, организует помощь больным во время эпидемии холеры, участвует в переписи местного населения, создает библиотеки и в Таганроге, и на Сахалине, затем и в Ялте
7 невероятно плодотворных лет
1896 год. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня»
Чехов среди актеров МХАТа
1896 год. «Дом с мезонином»
1898 год. «Маленькая трилогия»
1898 год. «Ионыч»
Ялта
1898 год. В связи с обострившейся болезнью покупает дом в Ялте..
1899 год. «Дама с собачкой»
«Душечка»
1899 год. Первое и единственное прижизненное издание произведений (издатель А.Ф. Маркс)
1900 год. Почетный член Академии наук по разряду изящной словесности. В 1902 он (вместе с В.Г. Короленко) вышел из ее рядов в знак несогласия с решением об исключении из числа академиков М.Горького по причине его политической неблагонадежности.
1901 год. «Три сестры»
Женитьба
В 1901 женился на ведущей актрисе Московского Художественного театра О.Л.Книппер.
«Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
Ольга Леонардовна вспоминала о этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
1904 год. «Вишневый сад»
«Ich sterbe...»
1904 год. Баденвейлер.
«сел и как-то значительно сказал доктору по-немецки: «Ich sterbe...» потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда…» (О.Л. Книпер-Чехова)
«Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью».