Презентация "Приемы смыслового чтения"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 97
Презентация для классов "Презентация "Приемы смыслового чтения"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Приёмы смыслового чтения для понимания и написания текстов при подготовке к итоговому сочинению
Учитель русского языка и литературы Сафонова А.В.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает»
Дени Дидро
Одним из требований ФГОС является обучение на основе принципов метапредметности.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания.
В связи с этим появилось новое понятие – СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
Приёмы работы с текстом на разных этапах урока:
ИНСЕРТ «Чтение с пометками»
«Чтение про себя»
«Чтение в кружок»
«Чтение про себя с вопросами»
Прием комментирования
Рассказ-активизация по ключевым словам.
Поиск информации и понимание прочитанного
Преобразование, интерпретация, оценка информации
Логические цепочки
Верные и неверные утверждения
ИНСЕРТ
Вопросы после текста
Толстые и тонкие вопросы
Синквейн
Кластер, Интеллект-карта
Эссе
Составление плана.
Составление граф-схемы
Составление сводной таблицы
«Письмо герою»
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Сочинение оценивается
по
двум требованиям (объем и самостоятельность)
и
пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Требование № 1.
«Объем итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за 6 невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2.
Критерии оценивания сочинения.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество письменной речи
Грамотность
Критерии оценивания сочинения.
Для получения оценки «зачет»
необходимо иметь положительный результат
по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке),
а также «зачет» по одному из других критериев.
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения
на 2020-2021 учебный год.
Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
«Между прошлым и будущим»: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);
«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Направление «Забвению не подлежит»
Примерные темы:
Какова роль исторических памятников?
Как судьба человека связана с историей народа?
Какие произведения становятся классическими?
Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
Забвение есть измена.
Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
Как исторические события влияют на судьбу человека?
Забвение стирает, память преображает.
Как связано забвение с утратой ценностей?
Как научиться понимать самого себя?
Что дают человеку уроки прошлого?
Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
Почему нельзя забывать историю своего народа?
Нужны ли перемены обществу и почему?
Направление «Я и другие»
Примерные темы:
Что мешает человеку быть счастливым?
Чем опасно равнодушие?
Важно ли понимание души другого человека?
Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
Может ли человек ставить себя выше общества?
Как разум и чувства влияют на поступки человека?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
В чём причины вражды между людьми?
Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
Бывает ли общественное мнение ошибочным?
В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
Направление «Между прошлым и будущим »
Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
Почему так важно сохранять связь между поколениями?
Зачем человеку заглядывать в будущее?
Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
Когда родители могут гордиться детьми?
Направление «Время перемен»
Как противостоять ударам судьбы?
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
Нужно ли анализировать свои ошибки?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
Можно ли жить без надежды на лучшее?
Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
Направление «Разговор с собой»
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?
Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
На пути к благородной цели все ли средства хороши?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
Какие жизненные победы могут быть важны для человека?