Презентация на тему "Особенности повествования в произведении "Преподобный Сергий Радонежский""
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 99
Презентация для классов "Презентация на тему "Особенности повествования в произведении "Преподобный Сергий Радонежский""" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Особенности повествования в произведении "Преподобный Сергий Радонежский"
Подготовили: Андреева О., Варына А., Ядыгарова К.
композиция: текст и комментарий
Очерк «Преподобный Сергий Радонежский» занимает особое место в творчестве Бориса Зайцева, знаменует собой переход писателя на новые идейно-художественные позиции. Жизнеописание Сергия Радонежского было написано в 1925 году, когда писатель пребывал в эмиграции.
Эмигрантские произведения Зайцева заметно отличаются от тех, что были написаны им на Родине.
Очерк Бориса Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” является частью обширного пласта литературы, посвященной великому русскому подвижнику ХIV века. Можно выделить три подхода в описании жизни и дел основателя Троице-Сергиевой Лавры: житийный, богословский и историографический. Житийная линия берет начало от Епифания Премудрого; Борис Зайцев, работая над жизнеописанием Сергия, безусловно, опирался на все три подхода, но собственно богословским рассуждениям автор уделял меньше внимания.
Для него важным было прежде всего воссоздать облик любимого русского святого, напомнить о событиях его жизни. Поэтому в большей степени писатель использовал агиографические и историографические труды, соединив в своем очерке черты как житийной, так и исторической литературы.
В предисловии к своему очерку о преподобном Сергии Зайцев так же, как и Епифаний, указывает на цель своего произведения: “Вновь в меру сил восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим дела и жизнь великого святителя”. Писатель тоже использует прием авторского умаления и противопоставляет свою недостойность и величие святого. Свой труд писатель называет “очень скромным”. Эта почтительная дистанция между нами и преподобным Сергием сохраняется на протяжении всего произведения.
Предваряя рассказ о Сергии, писатель дает вначале крупным планом облик святого: «…для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому». Именно через Сергия, являющего собой национальный идеал, Зайцев знакомит французского читателя с русским народом.
Книгу составляют десять глав, в названиях которых уже прочитывается направление духовной эволюции Сергия, приведшей к итогу земной жизни — «выше человека». В повести нет места авторскому вымыслу (заметим, что в целом стилю Зайцева свойственен «сугубый реализм»: выдумывать он он не любил, но всегда описывал пережитое, перечувствованное, увиденное), все подчинено строгому факту, непреклонному законодателю рассказа о жизни Сергия.
Повествуя о событиях жизни великого святого, писатель выступает в роли постороннего наблюдателя (прием «остранения»), которому не дано проникнуть в душу героя, понять его мысли и чувства. Личность преподобного Сергия раскрывается через его поступки, а не через изображение внутреннего мира.
Композиция
«Преподобного Сергия Радонежского» также соответствует житийному этикету. Язык, которым написано произведение Зайцева, безусловно, далек от “высокой книжности” языка Епифания, т.к. автору необходимо было ввести читателей в атмосферу того времени, иначе многое из жизни святого осталось бы непонятым.
На протяжении всего произведения писатель сравнивает преподобного Сергия с Франциском Ассизским, вернее, противопоставляет их. Чтобы помочь читателю яснее представить себе облик святого, Зайцев вводит в очерк небольшие фрагменты, где раскрывает черты, присущие преподобному Сергию. Для Зайцева было важно показать Сергия именно русским святым. Но от принципа абстрагирования автор и здесь не отступает. Черты, присущие Сергию, складываются не в характер, свойственный одному человеку, но в тип, объединяющий в себе особенности, присущие русскому национальному характеру.
Зайцев не случайно подчеркивает национальные черты Сергия. Писателю было важно опровергнуть мнение о русском народе как о народе-богоборце, распространившееся в мире после событий 1917 года. Всей своей жизнью преподобный Сергий доказывает несостоятельность такого представления.
В очерке Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» присутствует немало черт, сближающих произведение писателя с образцами агиографической литературы. Можно сказать, что очерк о великом подвижнике является опытом реконструкции жанра жития, явившимся первым шагом Зайцева на пути к созданию новой, воцерковленной, литературы.
Рассматривая особенности «Преподобного Сергия Радонежского», М.М. Дунаев пишет: «Зайцев в своем труде в значительной мере именно историк, вызнающий смысл святости для судеб России». Действительно, цель автора – рассказать о жизни великого святого и тем самым приблизить читателя к постижению Святой Руси – не была бы достигнута столь полно, если бы Зайцев стал строго придерживаться агиографического канона, не привнося в него ничего нового. Писатель создавал свое произведение для светского читателя, обладающего секуляризованным сознанием. Язык житийной литературы остался бы чужд для подобной читательской аудитории. По этой причине Зайцев совершает переложение жития преподобного Сергия на мирской язык, привнося в жизнеописание святого элементы историографии.
Вопрос об отношении к «новой орде» был актуален не только для Бориса Зайцева, но и для всего русского Зарубежья. Споры о Белом движении, Добровольческой армии, с оружием в руках выступившей против богоборческой власти, не утихали в среде эмигрантов с первого дня изгнания.
В очерке «Преподобный Сергий Радонежский» Борис Зайцев соединил черты как житийной, так и историографической литературы, но, оставаясь при этом, прежде всего, «православным человеком » и «русским художником», автор смог напомнить читателям о жизни и подвиге великого святого, призванного вновь разбудить в народе уснувшие духовные силы и указать путь к возрождению России.