Презентация на тему "Идея случайности - основа исторической концепции М. Алданова"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 86
Презентация для классов "Презентация на тему "Идея случайности - основа исторической концепции М. Алданова"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Список литературы:
Алданов М.А. Ульмская ночь: Философия случая // Алданов М.А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Новости, 1996. Т.6. С. 141 – 438.
Макрушина И.В. О «философии случая» Марка Алданова // Современные научные исследования и инновации: научно-практический журнал. 2014. № 7 (39). С. 181 – 185.
Макрушина И.В. Своеобразие художественной историософии Марка Алданова // Universum: филология и искусствоведение: электронный научный журнал. 2014. № 1(3).
В основу концепции писателя, рассматривающего историю с позиции теории вероятностей, положена «философия случая». Алданов отрицает закономерный характер исторических изменений: история – калейдоскоп непредсказуемостей, царство слепого Случая.
Случайность рождается на свет, по мысли писателя, пробиваясь сквозь разнонаправленные тенденции, которые имеют шанс осуществиться в истории, сквозь бесчисленную, никем не устанавливаемую совокупность фактов, событий, действий, поступков, воль, имеющих под собой различные причинные основания, пересечение которых в конце концов и определяет ход истории.
А. Чернышев удачно интерпретирует «философию случая» Алданова: «Вместо единой цепи причин и следствий в историческом процессе существует бесконечное множество таких цепей. В каждой отдельно взятой – последующее звено зависит от предыдущего, но скрещение цепей случайно – вот почему историю следует рассматривать как царство Случая».
«В истории действуют биллионы биллионов отдельных цепей причинности. Поэтому её «законы» совершенно недостоверны», – считает Алданов. Случай «…есть всё, что происходит в мире, его возникновение, создание планеты Земля, появление на ней человечества, его возможное в будущем исчезновение, рождение человека, его смерть, бесконечная совокупность больших, средних, малых явлений, всё, что «по законам природы» происходит во Вселенной, то, что Кант называет совокупностью всех фактов…»
М. Алданов рассматривает скрещивающиеся цепи причинности во времени: для него важен не только момент непосредственного взаимодействия двух цепей А и В, порождающий случайность: «Цепь А имеет свою историю… «до» и «после» момента пересечения с В. На протяжении этой истории цепь А скрещивалась с другими цепями: С, Д, Е, и эти цепи оказываются вовлечёнными в соотношение с цепью В».
В романах Алданова крупнейшие события русской и европейской истории объясняются случайным стечением обстоятельств. В «Истоках» вследствие бесконечного множества случайностей народовольцам удаётся убить Александра II: «Всё, что 1 марта и в предшествовавшие дни делали государь и оберегавшие его люди, прямо толкало его к гибели. Ей способствовал даже арест Желябова», приблизивший покушение на неделю. Исполнительный комитет принимает решение назначить день покушения, уступая волевому напору Софьи Перовской, которая не просто выполняла свой долг перед партией, но по-женски мстила за отнятую любовь. Случайно, по мнению Алданова, и то, что монарха убивают как раз в день подписания конституции: «После правительственного сообщения о выборных людях,
Победа Октябрьского переворота, явившаяся, как считает автор романа «Самоубийство», «всемирным сюрпризом», оказалась возможной также вследствие стечения бесчисленных случайностей, главной из которых стала война 1914 года, начавшаяся тоже случайно, из-за своих «европейских Безобразовых», бессознательно направлявших Европу к самоубийству и к торжеству коммунизма».
В произведениях Алданова роль случая в исторических событиях не только декларируется в публицистических отступлениях автора-повествователя, а также диалогах и монологах героев (как правило, представляющих собой комментарии к конкретным историческим событиям), но и глубоко проникает в создаваемый им художественный мир на всех уровнях его композиционного построения. То есть случай «не только предмет размышлений автора и героев, но и механизм сюжета». Конкретное художественное воплощение «философия случая» получает в ранней повести М. Алданова «Святая Елена, маленький остров».
История, считает М. Алданов, таит в себе неограниченный «набор» вероятностей и вариантов, поэтому к ней можно применять сослагательное наклонение: если бы Гитлер не совершил роковой ошибки 22 июня (быть может, спасшей мир), если бы он бросил свои 250 дивизий не в Россию, а против Англии (тогда не имевшей союзников) или, почти беспрепятственно пройдя через Турцию, легко захватил Сирию, Палестину, Иран, Ирак, Египет, история получила бы другое, совершенно катастрофическое развитие, ибо германские потери при этом было бы просто невозможно сравнить с потерями в России.
По мысли Алданова, «…историю человечества можно представить… как сознательную или бессознательную, героическую или повседневную, борьбу со случаем», которая становится единственным смыслом истории. Познания о мире, обнаружение неких законов природы сделали людей сильнее против всевластия случая.
Главная цель исторической реконструкции у Алданова, затрагивающего вопрос о влиянии волевой личности на исторический процесс, – восстановление целей и намерений деятелей истории. Политический лидер в соответствии со своими целевыми и ценностными установками способен направлять стихийный ход событий по определённому руслу, тем самым «подталкивая» историю. Писатель считает, что способность быть лидером является врождённой. Вождь обладает «заданным биопсихическим комплексом», то есть чертами, приносящими их обладателю положение лидера.