Презентация по теме общая характеристика папоротникообразных 7 класс
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 816
Презентация для классов "Презентация по теме общая характеристика папоротникообразных 7 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
сравните
Какие растения здесь изображены? Расскажите об их строении
К каким отделам растений их можно отнести?
Определите сходство и различие в их строении
Определите правильность утверждений
В отличие от водорослей тело мхов разделено на ткани
Мхи произошли от водорослей
Как и у всех высших растений тело мхов разделено на стебли, листья, корни и цветки.
Размножение мхов не зависит от присутствия воды.
Зелёный мох кукушкин лён- двудомное растение.
Гаметы образуются только на женском растении мха.
Споры мхов созревают в спорогонах.
Из споры мха развивается бесполое поколение- гаметофит.
Разрастающийся сфагнум приводит к заболачиванию почвы.
При отмирании мхов образуется торф примерно за 2-3 года.
Составьте логические пары
Белый мох
Зигота
Яйцеклетка
Гаметофит
Размножение мхов
А. женская гамета
Б. сфагнум
В. Вода
Г. Оплодотворение
Д. половое
поколение
Что мы знаем
Что такое высшие споровые, какой известный вам отдел растений относится к этой группе?
Что ограничивает распространение мхов по Земле?
Как мхи решают проблему отсутствия корней?
Почему мхи преимущественно низкорослые растения умеренных широт?
Почему эволюция растений пошла дальше?
Как вы понимаете выражение « высшие споровые растения»?
Как назывались древние предки моховидных? Где они встречались 350 млн.л.н?
Был ли климат неизменным? После влажного и холодного, какие изменения обычно следуют?
Какие места обитания предпочитают мхи? Почему?
Отчего мхи преимущественно низкророслые растения?
Какие органы не встречаются в строении мхов?
Почему мхи называют тупиковой ветвью эволюции?
Почему эволюция растений пошла дальше?
Мхи – тупиковая ветвь эволюции растений, т.к. нет организмов, которые произошли бы от них в дальнейшем.
Древнейшие наземные растения? ( псилофиты)
Климат Земли становился суше и жарче.
У мхов нет развитых проводящих тканей. Низкорослость не даёт преимущества в борьбе за главный ресурс- свет!
От древних псилофитов произошли ещё одни высшие споровые растения.
Кто же они?
Что мы хотим узнать и научиться?
Папоротниковидные- это только папоротники?
Научиться различать папоротниковидные разных групп
Что общего в строении растений, объединённых общим понятием папоротниковидные?
Что отличает их от мхов?
На рисунках и схемах научиться показывать органы, имеющиеся в строении этих растений
систематика
н\ц. Эукариоты
Ц. Растения
п\ц Высшие растения
Отдел Хвощи
Число видов 30-35
Хвощ полевой
Отдел Плауны
Число видов-500
Плаун баранец
Отдел Папоротники
Число видов-12 000
Орляк обыкновенный
вс
все многолетние растения
Ответьте на вопросы
О чём свидетельствуют цифры численности различных отделов этих растений?
Какие из представителей этих отделов вам известны?
Опишите места обитания и внешний вид папоротника, хвоща, плауна.
Почему их часто объединяют в общую группу папоротниковидные?
Родословное древо растительного мира
Папоротниковидные:
произошли от потомков псилофитов, наука о папоротниковидных-птеридология
представляют собой одну из наиболее древних групп споровых растений. Появились около 300 млн. лет назад.
Каменноугольный период палеозойской эры
(карбон)-около 300 млн. л.н.
Период расцвета папоротниковидных
Климат был влажным и теплым. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Высота их достигала 40 м.
Отмершие растения падали на залитую водой почву. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без кислорода они превратились в каменный уголь.
Образование каменного угля
Вопросы:
1Почему период господства древних папоротникообразных называется «каменноугольным»?
2. Сколько необходимо лет для формирования его пластов?
3. Какие условия необходимы для его образования?
4. Возможен ли этот процесс в наше время? Почему?
Какие они, плауны?
Плауны- лат. «ликоподиум»- дословно
« волчья лапка»
Все многолетние- только травянистые вечнозелёные растения
Почему у плаунов так мало видов?
Развиваются из спор
Для прорастания споры необходимо, чтобы сквозь неё проросла грибница определенного вида гриба
Прирост в течение первых лет жизни составляет 1.5-2.5см в год, последующие года- около10-15 см в год
Время от споры до споры составляет около 35-45лет!
папоротники
Папоротники распространены по всему земному шару, и встречаются, начиная с пустынь и заканчивая болотами, озерами, рисовыми полями и солоноватыми водами.
Насчитывают 12.000 видов. В тропических лесах Азии, Америки, Австралии произрастают древовидные папоротники 15-25 м в высоту.
Щитовник мужской
По рисунку определите:
1.Есть ли корень? Тип корневой системы.
2. Есть ли стебель?
3. Простые или сложные листья?
4. Где образуются споры?
Придаточные корни
( мочковатая корневая система)
вайи
Черешки сложных листьев
сорусы
Корневище- подземный побег
Выводы- сформулируйте общие признаки папоротниковидных растений
Почему папоротники, хвощи и плауны относят к высшим растениям? Какие ткани у них стали хорошо развитыми?
Перечислите, какие органы можно выделить во внешнем строении папоротников, хвощей и плаунов?
Какой тип корневой системы у этих растений?
Почему папоротниковидные можно встретить на одном и том же месте? Сколько они живут?
Какие места обитания они предпочитают?
В каких широтах больше всего растёт этих растений
Общие признаки папоротниковидных
Органы состоят из хорошо развитых тканей: проводящей, основной, механической.
В теле различают настоящие органы: стебли, листья, корневища с мочковатой корневой системой, органы для образования спор.
Представлены многолетними растениями: травянистые, реже древесные формы.
Предпочитают тенистые, влажные места. Большинство- обитатели влажных тропических лесов
Сегодняшние виды- капля в море от былого разнообразия этих растений.
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения папоротника, хвоща и плауна»
Цели:
изучить особенности строения папоротников, хвощей и плаунов
выявить черты принадлежности к высшим растениям
Ход работы
Рассмотрите и зарисуйте внешний вид папоротника, на рисунке подпишите основные части растения
Рассмотрите нижнюю поверхность листьев папоротника, найдите бурые бугорки
Зарисуйте часть листа с бугорками-сорусами, опишите их строение
Подведите итог работе, выявив черты принадлежности папоротников к высшим растениям