Презентация по литературе на тему"Жизнь и творчество А.А.Фета" (10 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 143
Презентация для классов "Презентация по литературе на тему"Жизнь и творчество А.А.Фета" (10 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Афанасий Афанасьевич Фет
1820 - 1892
Первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н.
русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.
Отец — Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта.
Мать — Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844).
Отчим — Шеншин Афанасий Неофитович (1775-1855).
Биография
Обручившись с Иоганном Фётом 20-летняя Шарлотта не смогла прожить с ним и двух лет. Уже 18—19 сентября 1820 года 45-летний Афанасий Шеншин и беременная на 7 месяце вторым ребенком Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. В ноябре-декабре 1820 года в селе Новоселки у неё родился сын Афанасий от первого брака.
7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганн-Петер-Карл-Вильгельма Фёта, пугавшего ее и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги.
25 августа 1825 года Шарлота написала письмо брату Эрнсту, в котором рассказала о том, как хорошо заботится Шеншин о ее сыне Афанасии, что даже: «… Никто не заметит, что это не кровный его ребенок…».
В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад ее первый муж не оставил ей и ребенку денег: «… Чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребенку его права и честь; должен же он получить фамилию…»
Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы — очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…»
В 1837 г. Фет переехал в Москву, где был определён в пансион М. П. Погодина. Спустя год стал студентом Московского Университета. К старшим курсам увлёкся поэзией. В 1840 г. вышел первый сборник его стихов — «Лирический пантеон», в 1842–1843 гг. стихи Фета публиковали во многих журналах.
После окончания университета Фет выбрал дорогу, далёкую от литературы — он поступил на военную службу. Мотивы понятны: не давало покоя клеймо иностранца. В 1845 году был зачислен в кирасирский полк. Отдалённость от Москвы негативно сказалась на литературной деятельности — о поэте почти забыли, перестали печатать.
Во время Крымской войны Фет находился в составе войск, располагавшихся под Петербургом. Стал бывать в северной столице, благодаря чему сблизился с Н. А. Некрасовым и И. С. Тургеневым, издававшими «Современник». Начался новый виток литературной карьеры: в 1850 г. вышел второй сборник стихов, в 1856 — третий.
Успехи на военном поприще были гораздо скромнее: поэту так и не удалось дослужиться до звания, дающего дворянский титул. В 1856 г. он вышел в отставку.
Любовь.
Во время военной службы Фет страстно влюбился в бесприданницу Марию Лазич. Однако не обладал средствами, чтобы содержать семью, поэтому жениться категорически отказывался. Они встречались около двух лет. Затем поэта перевели на другое место службы. Вскоре он узнал, что возлюбленная погибла при странных обстоятельствах. Фет тяжело переживал потерю. Марии Лазич посвящены шедевры любовной лирики поэта.
В 1857 г. он по расчёту женился на М. П. Боткиной.
Знаменательные даты:
1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым,Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».
1854 — служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».
1856 — третий сборник Фета. Редактор — И. С. Тургенев.
Знаменательные даты:
1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной, сестре критика В. П. Боткина.
1858 — поэт выходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.
1859 — разрыв с журналом «Современник».
1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета.
1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет.
Знаменательные даты:
1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».
21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Творчество
Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.
Поэзия
Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.
поэзия
— Стихотворения Фета — это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста, за что поэта немало критиковали — как можно писать о красотах природы, о любви в период серьёзных перемен?
Любовь и природа — главное в поэтическом мире Фета. Его невозможно упрекнуть в банальности — лирика Фета оригинальна и уникальна тем, что — это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.
«Чистое искусство»
Творчество А. Фета относится к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своём творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию.
Особенности поэзии «чистого искусства»
Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
• Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
• Искусство не должно быть связано с жизнью.
• Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира.
• Это поэзия для избранных.
Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.
Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.
Самый яркий пример — стихотворение
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
В этом стихотворении нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени.
Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А. А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева).
Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмовкой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа.
На стихи Фета написан романс "На заре ты её не буди".
Ещё одно знаменитое стихотворение Фета:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.