Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ

Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ

Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ:
Cкачать презентацию: Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ

Презентация для классов "Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ<br>     ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ<br>ПРЕДМЕТ:ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ
1 слайд

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРЕДМЕТ:ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ .АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
ТЕМА:" РИТОРИКА" АРИСТОТЕЛЯ
Выполнила: Эшбаева.М
Принял: Нуритдинов.Ш

Аристотель. Культура речи. Основные этапы становления риторики и культуры речи. <br>
2 слайд

Аристотель. Культура речи. Основные этапы становления риторики и культуры речи.

Аристотель<br>Аристотель – древнегреческий философ, натуралист, ученик Платона. Наставник Александра
3 слайд

Аристотель
Аристотель – древнегреческий философ, натуралист, ученик Платона. Наставник Александра Македонского, основоположник перипатетической школы и формальной логики. Считается наиболее влиятельным философом древности, заложившим основы современных естественных наук.

Риторика<br>Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены, теоретическ
4 слайд

Риторика
Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила самой универсальной головой, по выражению Фридриха Энгельса, Аристотелем. Это он осуществил в «Риторике».
Риторическое у Аристотеля неразрывно связано с поэтическим, поэтому его трактаты «Поэтика» и «Риторика» представляют собой нечто единое. «Риторика» Аристотеля далека от эмпиризма, это – не эмпирический свод приемов выразительности речи, а философское исследование проблемы прекрасного и принципов достижения его в искусстве слова, причем это искусство в философском понимании, - не самоцель, а средство познания. А. Ф. Лосев обращает внимание на то, что, как видно уже из композиции трактата Аристотеля, «риторика определяется как искусство убеждать, то есть как использование возможного и вероятного в тех случаях, когда абсолютная достоверность оказывается недоступной». [1]

Риторика<br>Из многочисленных трудов Аристотеля, посвященных вопросам эстетики, о которых сохранилис
5 слайд

Риторика
Из многочисленных трудов Аристотеля, посвященных вопросам эстетики, о которых сохранились сведения у античных авторов, сохранились только четыре трактата – «О поэтическом искусстве (Поэтика)», «Риторика», «Политика» и XII книга «Метафизики»; кроме того, для понимания риторической концепции Аристотеля чрезвычайно важна его «Топика» в 8 книгах, а также «Этика». Вместе с тем, риторическая концепция Аристотеля неразрывно связана с его эстетическим учением, и в этом ее определяющая специфика. Это своего рода метариторика, объединяющая сквозной проблематикой ряд работ, в центре которых лежат проблемы человеческого общения и которые в своей совокупности составляют целостное гармоничное учение. В отличие от своих предшественников, останавливавшихся, как правило, на уровне эмпирического описания приемов красноречия и утилитарно-прагматического подхода к риторике как своду образцов для подражания, Аристотель создал комплексное «философское исследование проблемы прекрасного и принципов достижения его в искусстве слова, причем это искусство, в философском понимании, – не самоцель, а средство познания». [2]

Риторика<br>Композиция аристотелева трактата отличается удивительной стройностью. В первой книге рас
6 слайд

Риторика
Композиция аристотелева трактата отличается удивительной стройностью. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидиктические, судебные; вторая книга трактует о страстях, нравах и общих способах доказательства; особый интерес представляет третья книга, посвященная проблемам стиля и построения речи.
«Ведь недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно, и это немало помогает речи произвести должное впечатление». Удивительно современно звучат многие мысли философа, например его требование ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». [1]

Риторика<br>Одним из важнейших в философии и эстетике Аристотеля является термин «энтелехия», объеди
7 слайд

Риторика
Одним из важнейших в философии и эстетике Аристотеля является термин «энтелехия», объединяющий в смысловом единстве такие категории, как материя, эйдос – форма (идея) вещи, причинное происхождение вещи и ее целевое назначение. А. Ф. Лосев пишет: «Это … энергийное понимание вещи, полученное в результате совокупного объединения всех определяющих ее принципов, … максимально насыщенная энергия вещи, максимально насыщенное ее выражение». В контексте данного термина большую определенность приобретает у Аристотеля античный термин «технэ», который обозначает уже не только «науку», «ремесло», «искусство», но главным образом – осмысленную, целесообразную деятельность. Этот максимальный акцент на модельно-порождающем аспекте характерен для аристотелевской «Риторики», в которой все слагаемые ораторского искусства впервые в античной традиции выступили в системном, целесообразном и поистине энергийном выражении. Конструктивной осью аристотелевской «Риторики» является триада оратор – речь – аудитория, которая именно у Аристотеля впервые становится системообразующим фактором, обусловливающим целесообразный и глубоко рефлектированный характер процесса речепорождения. [2]

Риторика<br>Второй существенной особенностью «Риторики» Аристотеля является ее вероятностный характе
8 слайд

Риторика
Второй существенной особенностью «Риторики» Аристотеля является ее вероятностный характер: риторика определяется им «как искусство убеждать, то есть как использование возможного и вероятного в тех случаях, когда абсолютная достоверность оказывается недоступной» . Именно в ней Аристотелем были сформулированы законы не только ораторского искусства, но и всех поэтических жанров. Более того, в данной особенности риторики заложена огромная эвристическая способность возмещать «огромные провалы человеческой коммуникации, возникающие ввиду невозможности всегда пользоваться только одним достоверным знанием», а значит, способность стать метанаукой гуманитарного знания в целом и искусства (литературы) в частности.
Наконец, важнейшим отличием риторической концепции Аристотеля является осуществленный мыслителем синтез теории и практики. Если для Платона характерен акцент на теоретическом аспекте риторической деятельности, а для Исократа на практическом, то Аристотель устранил это противоречие, создав учение, в котором эпистемологическое противоречие между наукой и ее практическим применением было снято. [2]

Риторика<br>Завершает первую часть первой книги классическое определение риторической речи, основанн
9 слайд

Риторика
Завершает первую часть первой книги классическое определение риторической речи, основанное на триаде оратор – речь – аудитория: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего». Исходя из этой взаимообусловленности, Аристотель предлагает четкую, логически целесообразную типологию ораторских речей, при этом основаниями классификации и характеристики каждого рода красноречия являются категории цели и места высказывания; времени, которое имеет в виду оратор, посылок (критериев), определяющих характер аргументации в речи, а также способа убеждения. Соответственно характеристика основных видов риторических речей, по Аристотелю, выглядит следующим образом:

Риторика<br>
10 слайд

Риторика

Риторика<br>Риторика Аристотеля – это риторика убеждения, ибо главная цель любого оратора – добиться
11 слайд

Риторика
Риторика Аристотеля – это риторика убеждения, ибо главная цель любого оратора – добиться решения вопроса в свою пользу. «Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди, уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья» (1391b 8–12). Аристотель указывает на наличие общих принципов достижения этой цели, не зависящих от рода красноречия. К ним он относит рассуждения о возможном и невозможном, о прошлом и будущем, о меньшем и большем, то есть универсальные топы, на которые может опираться оратор в своей аргументации.
Третья книга посвящена проблемам стиля и построения (композиции) речи. Интеллектуальный характер риторической теории Аристотеля определяет отношение теоретика к проблеме стиля. Аристотель не преувеличивает значение внешней отделки ораторского произведения: «Справедливо сражаться оружием фактов так, чтобы все находящееся вне области доказательств становилось излишним. …При всяком обучении стиль необходимо имеет некоторое небольшое значение, но все-таки [значение это] не так велико, [как обыкновенно думают]: все это относится к внешности и касается слушателя»

Риторика<br>Основным регулятором стиля Аристотель считает чувство меры. Указывая на срединное положе
12 слайд

Риторика
Основным регулятором стиля Аристотель считает чувство меры. Указывая на срединное положение, которое занимает стиль ораторской прозы между естественным стилем разговорной речи и искусственным стилем поэтической речи, Аристотель подчеркивает, что злоупотребление поэтическими приемами (к таковым он относит сложные слова, необычные выражения, длинные и неуместные эпитеты и метафоры) делает ораторский стиль холодным (выспренным), искусственным и привносит в него «оттенок чего-то чуждого» – поэтичности. «Следует стремиться к умеренности, потому что [неумеренность здесь] есть большее зло, чем речь простая, [то есть лишенная эпитетов]: в последнем случае речь не имеет достоинств, а в первом она заключает в себе недостаток» .
Критерий меры у Аристотеля функционально обусловлен («стиль будет обладать надлежащими качествами, если он полон чувства, если он отражает характер и если он соответствует истинному положению вещей») и является одним из условий, обеспечивающих доверие слушателя к оратору («Стиль, соответствующий данному случаю, придает делу вид вероятного»). Аристотель настаивает на соотнесенности рода речи и стиля, указывает и на различие между стилем устной и письменной речи.

Риторика<br>Итак, Аристотель создает стройную теорию того, что на языке современных эстетических пон
13 слайд

Риторика
Итак, Аристотель создает стройную теорию того, что на языке современных эстетических понятий именуется классическим стилем. «Этот стиль – ясный, исключающий холодность, нехаотический, в меру сжатый, в меру длительный, соответствующий действительности (характерам, возрасту, полу, национальности), в меру патетический, общедоступно языковой, … стиль, в котором пафос и необычность умело соединены с ясностью, мерой и общедоступностью».
Важным разделом стилистической теории Аристотеля является разработанное им учение о ритме прозы и о периодической речи. Стиль, подчеркивает Аристотель, не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. «В первом случае [речь] не имеет убедительности, так как кажется выдуманной, и вместе с тем отвлекает внимание [слушателей], заставляя следить за возвращением сходных [повышений и понижений]. … Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид, и следует придать ему вид законченности, но не с помощью метра» .

Риторика<br>Функционально обусловлена и предлагаемая Аристотелем структура ораторской речи, в которо
14 слайд

Риторика
Функционально обусловлена и предлагаемая Аристотелем структура ораторской речи, в которой теоретик, помимо предисловия и заключения, выделяет обвинение, рассказ и доказательство, и определяет функции каждой части высказывания.
Подводя итог, можно сказать, что риторика Аристотеля – искусство убеждения. При этом его риторика «вовсе не говорит относительно объективных предметов в их абсолютной данности, но говорит о них только поскольку, постольку они восприняты человеком, поскольку он их понимает, поскольку они его убеждают» .
Риторическое учение Аристотеля – явление классической эстетики, подчиняющееся принципам меры, ясности, целесообразности. Вместе с тем Аристотель вошел в историю как парадигматическая фигура всей европейской цивилизации, поскольку в его философии, во-первых, концептуализирована взаимосвязь знания, политики, языка и общества, во-вторых, продемонстрирован тот тип рационалистической ментальности, которая и сегодня характеризует западный мир.

Источники<br>Пособие по спецкурсу для студентов филологических факультетов университета «Античное ор
15 слайд

Источники
Пособие по спецкурсу для студентов филологических факультетов университета «Античное ораторское искусство» А. Ч. Козаржевский, 1980 год
Лосев А.Ф. Риторическая эстетика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: Искусство, 1975 год;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!<br>
16 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация