Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по предмету Выразительное чтение и анализ текста Тема РИТОРИКА АРИСТОТЕЛЯ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРЕДМЕТ:ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ .АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
ТЕМА:" РИТОРИКА" АРИСТОТЕЛЯ
Выполнила: Эшбаева.М
Принял: Нуритдинов.Ш
Аристотель
Аристотель – древнегреческий философ, натуралист, ученик Платона. Наставник Александра Македонского, основоположник перипатетической школы и формальной логики. Считается наиболее влиятельным философом древности, заложившим основы современных естественных наук.
Риторика
Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила самой универсальной головой, по выражению Фридриха Энгельса, Аристотелем. Это он осуществил в «Риторике».
Риторическое у Аристотеля неразрывно связано с поэтическим, поэтому его трактаты «Поэтика» и «Риторика» представляют собой нечто единое. «Риторика» Аристотеля далека от эмпиризма, это – не эмпирический свод приемов выразительности речи, а философское исследование проблемы прекрасного и принципов достижения его в искусстве слова, причем это искусство в философском понимании, - не самоцель, а средство познания. А. Ф. Лосев обращает внимание на то, что, как видно уже из композиции трактата Аристотеля, «риторика определяется как искусство убеждать, то есть как использование возможного и вероятного в тех случаях, когда абсолютная достоверность оказывается недоступной». [1]
Риторика
Из многочисленных трудов Аристотеля, посвященных вопросам эстетики, о которых сохранились сведения у античных авторов, сохранились только четыре трактата – «О поэтическом искусстве (Поэтика)», «Риторика», «Политика» и XII книга «Метафизики»; кроме того, для понимания риторической концепции Аристотеля чрезвычайно важна его «Топика» в 8 книгах, а также «Этика». Вместе с тем, риторическая концепция Аристотеля неразрывно связана с его эстетическим учением, и в этом ее определяющая специфика. Это своего рода метариторика, объединяющая сквозной проблематикой ряд работ, в центре которых лежат проблемы человеческого общения и которые в своей совокупности составляют целостное гармоничное учение. В отличие от своих предшественников, останавливавшихся, как правило, на уровне эмпирического описания приемов красноречия и утилитарно-прагматического подхода к риторике как своду образцов для подражания, Аристотель создал комплексное «философское исследование проблемы прекрасного и принципов достижения его в искусстве слова, причем это искусство, в философском понимании, – не самоцель, а средство познания». [2]
Риторика
Композиция аристотелева трактата отличается удивительной стройностью. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидиктические, судебные; вторая книга трактует о страстях, нравах и общих способах доказательства; особый интерес представляет третья книга, посвященная проблемам стиля и построения речи.
«Ведь недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно, и это немало помогает речи произвести должное впечатление». Удивительно современно звучат многие мысли философа, например его требование ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». [1]
Риторика
Одним из важнейших в философии и эстетике Аристотеля является термин «энтелехия», объединяющий в смысловом единстве такие категории, как материя, эйдос – форма (идея) вещи, причинное происхождение вещи и ее целевое назначение. А. Ф. Лосев пишет: «Это … энергийное понимание вещи, полученное в результате совокупного объединения всех определяющих ее принципов, … максимально насыщенная энергия вещи, максимально насыщенное ее выражение». В контексте данного термина большую определенность приобретает у Аристотеля античный термин «технэ», который обозначает уже не только «науку», «ремесло», «искусство», но главным образом – осмысленную, целесообразную деятельность. Этот максимальный акцент на модельно-порождающем аспекте характерен для аристотелевской «Риторики», в которой все слагаемые ораторского искусства впервые в античной традиции выступили в системном, целесообразном и поистине энергийном выражении. Конструктивной осью аристотелевской «Риторики» является триада оратор – речь – аудитория, которая именно у Аристотеля впервые становится системообразующим фактором, обусловливающим целесообразный и глубоко рефлектированный характер процесса речепорождения. [2]
Риторика
Второй существенной особенностью «Риторики» Аристотеля является ее вероятностный характер: риторика определяется им «как искусство убеждать, то есть как использование возможного и вероятного в тех случаях, когда абсолютная достоверность оказывается недоступной» . Именно в ней Аристотелем были сформулированы законы не только ораторского искусства, но и всех поэтических жанров. Более того, в данной особенности риторики заложена огромная эвристическая способность возмещать «огромные провалы человеческой коммуникации, возникающие ввиду невозможности всегда пользоваться только одним достоверным знанием», а значит, способность стать метанаукой гуманитарного знания в целом и искусства (литературы) в частности.
Наконец, важнейшим отличием риторической концепции Аристотеля является осуществленный мыслителем синтез теории и практики. Если для Платона характерен акцент на теоретическом аспекте риторической деятельности, а для Исократа на практическом, то Аристотель устранил это противоречие, создав учение, в котором эпистемологическое противоречие между наукой и ее практическим применением было снято. [2]
Риторика
Завершает первую часть первой книги классическое определение риторической речи, основанное на триаде оратор – речь – аудитория: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего». Исходя из этой взаимообусловленности, Аристотель предлагает четкую, логически целесообразную типологию ораторских речей, при этом основаниями классификации и характеристики каждого рода красноречия являются категории цели и места высказывания; времени, которое имеет в виду оратор, посылок (критериев), определяющих характер аргументации в речи, а также способа убеждения. Соответственно характеристика основных видов риторических речей, по Аристотелю, выглядит следующим образом:
Риторика
Риторика Аристотеля – это риторика убеждения, ибо главная цель любого оратора – добиться решения вопроса в свою пользу. «Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди, уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья» (1391b 8–12). Аристотель указывает на наличие общих принципов достижения этой цели, не зависящих от рода красноречия. К ним он относит рассуждения о возможном и невозможном, о прошлом и будущем, о меньшем и большем, то есть универсальные топы, на которые может опираться оратор в своей аргументации.
Третья книга посвящена проблемам стиля и построения (композиции) речи. Интеллектуальный характер риторической теории Аристотеля определяет отношение теоретика к проблеме стиля. Аристотель не преувеличивает значение внешней отделки ораторского произведения: «Справедливо сражаться оружием фактов так, чтобы все находящееся вне области доказательств становилось излишним. …При всяком обучении стиль необходимо имеет некоторое небольшое значение, но все-таки [значение это] не так велико, [как обыкновенно думают]: все это относится к внешности и касается слушателя»
Риторика
Основным регулятором стиля Аристотель считает чувство меры. Указывая на срединное положение, которое занимает стиль ораторской прозы между естественным стилем разговорной речи и искусственным стилем поэтической речи, Аристотель подчеркивает, что злоупотребление поэтическими приемами (к таковым он относит сложные слова, необычные выражения, длинные и неуместные эпитеты и метафоры) делает ораторский стиль холодным (выспренным), искусственным и привносит в него «оттенок чего-то чуждого» – поэтичности. «Следует стремиться к умеренности, потому что [неумеренность здесь] есть большее зло, чем речь простая, [то есть лишенная эпитетов]: в последнем случае речь не имеет достоинств, а в первом она заключает в себе недостаток» .
Критерий меры у Аристотеля функционально обусловлен («стиль будет обладать надлежащими качествами, если он полон чувства, если он отражает характер и если он соответствует истинному положению вещей») и является одним из условий, обеспечивающих доверие слушателя к оратору («Стиль, соответствующий данному случаю, придает делу вид вероятного»). Аристотель настаивает на соотнесенности рода речи и стиля, указывает и на различие между стилем устной и письменной речи.
Риторика
Итак, Аристотель создает стройную теорию того, что на языке современных эстетических понятий именуется классическим стилем. «Этот стиль – ясный, исключающий холодность, нехаотический, в меру сжатый, в меру длительный, соответствующий действительности (характерам, возрасту, полу, национальности), в меру патетический, общедоступно языковой, … стиль, в котором пафос и необычность умело соединены с ясностью, мерой и общедоступностью».
Важным разделом стилистической теории Аристотеля является разработанное им учение о ритме прозы и о периодической речи. Стиль, подчеркивает Аристотель, не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. «В первом случае [речь] не имеет убедительности, так как кажется выдуманной, и вместе с тем отвлекает внимание [слушателей], заставляя следить за возвращением сходных [повышений и понижений]. … Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид, и следует придать ему вид законченности, но не с помощью метра» .
Риторика
Функционально обусловлена и предлагаемая Аристотелем структура ораторской речи, в которой теоретик, помимо предисловия и заключения, выделяет обвинение, рассказ и доказательство, и определяет функции каждой части высказывания.
Подводя итог, можно сказать, что риторика Аристотеля – искусство убеждения. При этом его риторика «вовсе не говорит относительно объективных предметов в их абсолютной данности, но говорит о них только поскольку, постольку они восприняты человеком, поскольку он их понимает, поскольку они его убеждают» .
Риторическое учение Аристотеля – явление классической эстетики, подчиняющееся принципам меры, ясности, целесообразности. Вместе с тем Аристотель вошел в историю как парадигматическая фигура всей европейской цивилизации, поскольку в его философии, во-первых, концептуализирована взаимосвязь знания, политики, языка и общества, во-вторых, продемонстрирован тот тип рационалистической ментальности, которая и сегодня характеризует западный мир.
Источники
Пособие по спецкурсу для студентов филологических факультетов университета «Античное ораторское искусство» А. Ч. Козаржевский, 1980 год
Лосев А.Ф. Риторическая эстетика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: Искусство, 1975 год;