Презентация по всеобщей истории тему "Век Просвещения: идеи и люди"

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 5
Презентация для классов "Презентация по всеобщей истории тему "Век Просвещения: идеи и люди"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
План.
1. Рационализм и космополитизм Просвещения. Идея прогресса.
2. Политическая мысль Англии.
3. Французское Просвещение.
4. Немецкое Просвещение.
Рационализм и космополитизм Просвещения. Идея прогресса.
В конце XVII—XVIII веке в европейских странах сформировалось новое идейное течение, которое дало название целой эпохе, — Просвещение. Веком Просвещения называют XVIII столетие. Просвещение — это не просто набор идей и не узкое направление в культуре, это явление, которое затрагивало многие стороны жизни общества — политику и религию, воспитание и образование, науку и технику, литературу и искусство. Дух Просвещения был духом перемен и обновления. Оно расшатывало устои «старого порядка», подрывая прежние авторитеты и переворачивая представления людей о мире, устройстве общества и государства.
Рационализм и космполитизм Просвещения. Идея прогресса.
Глубокое влияние на философию Просвещения оказали естественнонаучный переворот и распространение рационализма, веры в безграничные возможности человеческого разума, которому доступны и тайны природы, и божественные законы мироздания. Все просветители высоко ценили науку и знание. Они верили, что с их помощью можно разумно организовать жизнь общества и добиться для него благополучия и процветания. Отсюда их внимание к образованию, стремление к распространению полезных знаний, пропаганде новейших научных открытий — просветительство.
Рационализм и космополитизм Просвещения. Идея прогресса.
Если в XVII веке рационализм был уделом достаточно узкого слоя ученых, то в XVIII столетии он гораздо шире утвердился в умах людей и даже потеснил веру. В Европе стали распространяться атеистические и материалистические представления. Они исключали веру в Бога и исходили из того, что окружающий мир есть результат саморазвития материи — первоосновы, из которой состоит как живая, так и неживая природа.
Рационализм и космополитизм Просвещения. Идея прогресса.
В эпоху Просвещения особую популярность приобрёл космополитизм, основанный на представлении о том, что выявленные философами законы действуют повсеместно. Он утверждал братство, основанное на едином для всех народов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ.
Именно в это время появляется труд, в котором нередко видят зарождение идеи современного Европейского союза - в 1713 году аббат де Сен-Пьер публикует свой «Проект вечного мира». Космополитизм и интернационализм вступают в противоречие с укреплением национальных идей.
Рационализм и космополитизм Просвещения. Идея прогресса.
Глубокая вера в силу науки и техники породила общую для всех просветителей идею прогресса — неуклонного движения человечества вперед. По их мнению, его история — это история восхождения людей от примитивного состояния и варварства ко все более высоким ступеням организации и человеческих отношений. Прогресс в их глазах символизировали также успехи науки и техники, которые особенно быстро развивались в Европе.
Именно с XVIII века европейцы уверовали, что их общество — самое передовое и в экономическом, и в политическом отношении и они должны нести прогресс и цивилизацию другим народам.
Вера философов-просветителей в прогресс отражала их оптимизм и высокую оценку общества, превратившего «знание — в силу».
Политическая мысль Англии.
Просвещение совершенно перевернуло традиционные представления о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с государством и властью. Основы новой теории общества и государства заложили английские мыслители.
Томас Гоббс был сторонником сильной монархической власти, однако по-новому смотрел на ее происхождение и задачи. Гоббс считал, что любая власть, в том числе и монархическая, рождается по воле самих людей. Люди сами договорились о форме власти и добровольно передали ей право управления, отказавшись в ее пользу от части своих личных прав. (Поэтому, согласно Гоббсу, и надо подчиняться монарху.) Таким образом, в его учении содержалась идея того, что общество первично по отношению к государству, а форма власти есть результат народного волеизъявления.
Политическая мысль Англии.
Другой английский мыслитель, оказавший огромное влияние на философскую и политическую мысль Просвещения, Джон Локк по-иному оценивал монархию. Он был противником абсолютизма, приветствовал революцию в Англии. Локк сформулировал центральные для Просвещения идеи естественных прав человека и общественного договора. Согласно его учению, все люди созданы от рождения равными (неравенство порождают условия, в которые они попадают, воспитание и образование).
Дж. Локк одним из первых задумался над вопросом, как удержать власть от чрезмерного усиления во вред подданным, и высказал идею разделения властей: законодательную он предлагал вверить исключительно представительному органу — парламенту, а исполнительную — государю и правительству.
Политическая мысль Англии.
Дэвид Юм — шотландский философ, экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. В своей социально-политической философии, Юм, в частности, резко выступал против «теории естественного договора», как в локковском, так и в гоббсовском варианте. П. А. Гольбах называл Юма величайшим философом всех веков и лучшим другом человечества. О своей любви к Юму и о почитании его писал Д. Дидро. Французские материалисты высоко оценили критику Юмом христианской морали и отрицание Юмом религиозного учения о бессмертной душе. Они полностью одобрили и приняли на своё вооружение аргументацию Юма против ортодоксально-церковной доктрины о чудесах.
Французское Просвещение.
Выдающийся мыслитель Шарль Монтескьё был приверженцем конституционной монархии английского типа и едким критиком французского абсолютизма. Его перу принадлежат «Персидские письма», в которых он высмеивал французское дворянство, придворные нравы и методы управления короны. Развивая идею Локка о разделении властей, он первым предложил выделить три ветви государственной власти — законодательную, исполнительную и судебную.
Французское Просвещение.
Самой крупной фигурой французского Просвещения был Франсуа Мари Аруэ, пользовавшийся псевдонимом Вольтер. Он был очень разносторонним писателем, философом, историком, поэтом, драматургом, к тому же отличался весьма острым языком. Вольтер обостренно воспринимал обиды и несправедливости, выпадавшие на долю окружавших его людей.
Ему, выходцу из третьего сословия (буржуазия), и самому приходилось в молодости терпеть притеснения, тюремное заключение, побои и насмешки аристократов. Он часто публично выступал в суде в защиту невинно осужденных, писал статьи, требуя пересмотра приговоров. Объектом его постоянных атак была католическая церковь, воплощавшая в его глазах нетерпимость к инакомыслящим и мракобесие. Раздавите гадину! — призывал он, говоря о церкви. В то же время он не был атеистом и верил в Бога.
Французское Просвещение.
Вольтер пользовался огромным авторитетом не только среди ученых, но и у европейских монархов, желавших прослыть «просвещенными». С ним состояли в переписке российская императрица Екатерина II и прусский король Фридрих II.
Французское Просвещение.
Крупнейшим просветительским проектом эпохи стало издание в 1751 году первого тома «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», задуманной философом Дени Дидро и математиком Жаном д’Аламбером. Они верили, что с помощью знаний и полезных навыков можно преобразовать мир, и ради этого пригласили к работе над Энциклопедией виднейших писателей, ученых, изобретателей своего времени. Она стала сводом самых передовых научных и технических знаний. 35 томов этого бесценного издания содержали не только статьи, но и таблицы, иллюстрации.
Французское Просвещение.
Идеи Просвещения по-своему преломились в творчестве Жана Жака Руссо. В отличие от других он не был поклонником прогресса и современной ему цивилизации, считая, что она лишь калечит человека. Его идеалом была жизнь в естественных условиях, желательно в деревне; простая пища, труд, незамысловатые досуги. Человек, выросший в таких условиях и не подвергавшийся специальному воспитанию, сам способен выбрать, чему и как учиться, его не надо ни к чему принуждать. Это было так необычно, что Руссо многие высмеивали, особенно желчно — Вольтер.
Немецкое Просвещение.
Христиан Вольф - немецкий философ-рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Профессор в университетах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был Ломоносов). Впервые дал чёткое различение теоретического и эмпирического, чистого и прикладного знания; теоретическая философия, по Вольфу, — «наука о всех возможных предметах, насколько они возможны», т. е. наука, занимающаяся не простой констатацией фактов, а исследованием их взаимосвязей, причин и оснований.
Немецкое Просвещение.
Иоганн Готфрид Гердер — немецкий писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Один из ведущих деятелей позднего Просвещения. В противоположность утверждениям просветителей Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек.
Немецкое Просвещение.
Над всеми деятелями немецкого Просвещения возвышается гигантская фигура Готхольда Эфраима Лессинга. Он был одновременно выдающимся писателем, драматургом, критиком, эстетиком и философом. Могучий борец против сил реакции, феодальной идеологии, мракобесия и религиозной нетерпимости, Лессинг задыхался в обстановке современной ему Пруссии. В философии он обрушился против ортодоксов богословия. Лессинг первый после Спинозы внес в рассмотрение священных книг Ветхого и Нового заветов историческую точку зрения. Лессинг отвергает все ортодоксальные понятия о божестве, отрицает веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира».
Немецкое Просвещение.
Выдающуюся роль в развитии немецкого Просвещения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Решительному противнику клерикализма и схоластики Гёте чужд спекулятивный идеализм и агностицизм. Он высоко ценит философию Спинозы, хотя и не видит вытекающих из нее атеистических выводов. В своих философских воззрениях Гёте в основном материалист.
Это надо запомнить!
Просвещение
Космополитизм
Рационализм
Разделение властей
Естественное право
Общественный договор