Презентация "Моделирование художественно-творческого процесса" для дошкольников

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 3
Презентация для классов "Презентация "Моделирование художественно-творческого процесса" для дошкольников" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Моделирование художественно-творческого процесса
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Таранова Наталья Александровна
МКДОУ Бутурлиновский детский сад «Лесная сказка»
Задачи:
Донести до слушателей важность моделирования художественно-творческого процесса – то есть прохождения пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри» и проживание самого момента воссоздания
Использовать метод моделирования для повышения интереса к познанию, пробуждению у детей желания наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений
Моделирование художественно-творческого процесса – это, по сути, и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее как бы «изнутри» и проживание самого момента воссоздания
Особенно это важно при освоении детьми произведений, которые всегда были предназначены только «для слушания»; это важно и при освоении (разучивании) любой песни, и для инструментального музицирования.
Этот универсальный и общий для искусства метод требует:
- самостоятельности в добывании и присвоении знаний;
творчества;
развития способности к индивидуальному слушанию
Применение метода моделирования художественно-творческого процесса
на занятиях музыки,
ритмики, художественного движения,
музыкального театра,
в свободной музыкальной деятельности.
В качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования в музыке (вообще на занятиях искусства), должно выступать моделирование художественно-творческого процесса. Когда воспитанники ставятся в позицию творца-композитора, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ
ПРЕДМЕТНЫЕ – ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПРОПОРЦИЙ, ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧАСТЕЙ КАКИХ-ЛИБО ОБЪЕКТОВ.
Это могут быть музыкальные игрушки, в которых отражён принцип устройства музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные), модели построек (разные виды оркестров).
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ
ПРЕДМЕТНО – СХЕМАТИЧЕСКИЕ – СУЩЕСТВЕННЫЕ СВЗИ И ПРИЗНАКИ ВЫРАЖЕНЫ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТОВ – ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ.
В которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов - заместителей, графических знаков, абстракций.
Моделирование я использую и при работе над песней
Пример такой модели - схема музыкального произведения, где дети учатся различать части музыкального произведения посредством геометрических фигур. Например: треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыш.
Работа над разучиванием песни
Содержание песни делю на логические завершенные части ( строчки, рифмы), к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмму). (схема песни «Шёл по лесу Дед Мороз»).
Моделирование я использую и при работе над песней
Шёл по лесу Дед Мороз
Мимо клёнов и берёз
Мимо просек, мимо пней.
Шёл по лесу восемь дней
Он по бору проходил
Елку в бусы нарядил
В эту ночь под Новый год
Он ребятам их несёт
На поляне тишина
Светит жёлтая луна
Все деревья в серебре
Зайцы пляшут на горе
На пруду сверкает лёд
Наступает Новый год!
Моделирование пляшущими человечками
В ходе кодирования детям предлагаю перевести язык движений на язык символов, а затем с помощью памяти и воображения произвести его декодирование.
Моделирование дало возможность:
обогатить опыт познания,
повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.
Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников. В связи с методом моделирования художественно-творческого процесса уместно поставить вопрос о пересмотре отношения к детскому музыкальному творчеству.
Результаты работы
Моделирование дало возможность:
обогатить опыт познания,
повысить интерес к познанию, пробудить у детей желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.
Список литературы
Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. Выпуск 1: Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1973
Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск, 2000
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти. 2001
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999
Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000