Приёмы ТРКМ на стадии рефлексии

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 2
Презентация для классов "Приёмы ТРКМ на стадии рефлексии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
-структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
-содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Этап рефлексии предполагает:
- обмен мнениями о новой информации
-соотнесение новой информации и имеющихся знаний
-выработку собственной позиции, оценку процесса.
Конкретные приёмы для этапа рефлексии:
-Синквейн
- Достраивание кластера из ключевых слов
- Организация различных видов дискуссий.
- Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
-Бортовой журнал
-"Кубик Блума“
-«подведение итогов».
Синквейн
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Организация различных видов дискуссий на английском языке
Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.
С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Речевые клеше для дискуссии на английском языке
Определяем цель взаимодействия
Let’s discuss pro and contra
Let's clear it up. It’s the matter of great importance. -
Вступаем в дискуссию, озвучиваем тему своего высказывания
What I want to speak about is…
Let me inform you about…
And now about…
As for…
I will tell you about...
Самостоятельно оцениваем информацию, которой делимся с окружающими
At first
Аs far as I remember/know…
If I'm not mistaken…
Everybody knows…
It’s important, I think.
To say the truth
In fact
Дополняем высказывание
In addition…
I would like to add that
By the way
Сомневаемся в понимании услышанного, переспрашиваем, уточняем
What do you mean?
What do you want to say?
Could you repeat, please?
I don’t quite follow you.
What did you say?
In other words…
Подтверждаем понимание
I see…
I understand…
I got it.
Реагируем на полученную информацию
Really?
Are you surе?
I was surprised.
It’s a pity.
Dear me!
It is great! I like it.
It’s really interesting.
Not bad.
I dislike it.
Задаем вопрос
May I ask you…
I would like to know…
Tell me please…
Реагируем на вопрос
I really don’t know.
It’s an interesting question, thanks a lot.
Выражаем собственное мнение
In my opinion
I think
To my mind
From my point of view
I believе…
I suppose
Аs for me…
I’m sure
Выражаем несогласие с аргументами собеседника и приводим встречные аргументы
I don’t understand you…
It’s an interesting idea but…
Yes, but . . .
You may be right, but...
I may be wrong, but...
Соглашаемся с собеседником
Exactly!
Quite so.
That's right.
I agree with you.
You read my mind.
Реагируем на предложение
Great idea!
Why not?
It’s fantastic!
That’s great!
Заканчиваем дискуссию, подводим итоги
Рeople say tastes differ.
It’s matter of opinion.
All in all..
Wait and see.
To sum up…
In general…
In conclusion I would like to say
After all…
Кластер
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.
Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа).
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Бортовой журнал
еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
"Кубик Блума"
Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Классификация вопросов
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.