Презентация на тему: "Бихевиоризм и Необихевиоризм"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация на тему: "Бихевиоризм и Необихевиоризм"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior - поведение) направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.
Возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм.
Основание бихевиоризма
Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон(1878-1958).
Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а его целью – служение практике.
Дж. Уотсон, статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению.
Основные положения его теории так же
отражены в таких психологических трудах как:
«Бихевиоризм» 1925 г.
«Пути бихевиоризма» 1926 г.
«Психологический уход за ребёнком» 1928 г.
. «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями»
Дж. Уотсон.
Классический бихевиоризм
В рамках классического бихевиоризма исследовалось только внешне наблюдаемое поведение и не делались различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным:
мышление отождествляется с речедвигательными актами;
эмоции - с изменениями внутри организма;
сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.
Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции. S - R
«Стимул-реакция»
Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным, тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным, тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.
Поведение это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается.
«Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или -- если дана реакция -- какой ситуацией данная реакция вызвана»
Дж. Уотсон.
РЕАКЦИИ В ПОВЕДЕНИИ
наружные (видимые) наследственные
наружные или видимые приобретенные
внутренние или скрытые приобретенные
внутренние (скрытые)
Наблюдение за новорожденным привело к выводу:
Число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, было относительно невелико.
Не было найдено данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения.
Это привело ученого к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта
Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял «павловскими» условными рефлексами.
При наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.
Принцип «обусловливания»
(условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов.
Из своих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.
В России представителями бихевиористической психологии были В.М. Бехтерев, предложивший изучать поведение человека в рамках новой науки – рефлексологии, и К.Н. Корнилов, основавший науку о поведенческих реакциях человека – реактологию.
Необихевиоризм
направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Возглавили это движение американские
психологи Э. Толмен.
"Целевое поведение у животных и человека" (1932)
Эдвард Толмен
Э. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул – реакция" и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал "промежуточными переменными".
Промежуточные переменные
S R
Поведение – это система, связанная со своим окружением сетью познавательных отношений
Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, позволяющие различать "что ведет к чему"
Организм сталкиваясь со средой идя навстречу имеет свои ожидания, гипотезы и даже проявляет изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации
Э. Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту
того пути, которому нужно
следовать для решения
задачи.
Научение – когнитивное
действие.
Э. Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.
Латентное научение - формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными.
Теория Э. Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде.
Основные положения его теории отражены в таких психологических трудах как:
Толмен Э.Ч. Новая формула быхевиоризма (англ.) — 1922.
Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и цель (англ.) — 1925.
Толмен Э.Ч. Бихевиористское определение сознания (англ.) — 1927.
Теория «оперантного бихевиоризма» Б. Скиннера
Берхауз Фредерик Скиннер является представителем необихевиоризма. Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества).
От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как теоретик обучения, разработавший различные программы обучения и коррекции поведения. Стремился понять причины поведения и научиться им управлять.
Разделяя разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психического развития, т. е. исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами.
Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.
безусловно- рефлекторное
условно- рефлекторное
оперантное
ПОВЕДЕНИЕ
Возникает спонтанно и определяется как обусловливание; играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.
ответ на стимул
Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.
Сумма простых реакций = достижение нужной цели поведения
Обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще.
Такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.
Основные положения его теории отражены в таких психологических трудах как:
«О бихевиоризме» 1974г.
«Размышления о бихевиоризме и обществе».1978г.
Достоинства и недостатки Бихевиоризма в целом
1.Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований
1.Но потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, так как игнорировалось сознание как объективная сущность
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии
2. Понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы
3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами
3. Из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо.