Презентация на тему: "Психологическое консультирование"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация на тему: "Психологическое консультирование"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней.
Положения о консультировании
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности.
В консультировании акцентируется ответственность клиента.
Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом.
Gelso, Fretz , Blosher выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:
консультирование ориентировано на клинически здоровую личность;
консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;
консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
Глубинная психология, или психодинамическая теория
Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком; сохранение баланса между внешними (социальными) и внутренними силами, действующими на личность.
Целью – осознание клиентом своих подсознательных процессов и научиться воздействовать на них, преодолевать стереотипичность поведения и мышления, которые определяется прошлым.
Основные техники:
– свободное ассоциирование,
– анализ символов повседневности;
– анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрейдовская ошибка»);
– анализ сновидений;
– анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения;
– анализ содержания переноса клиента.
Зигмунд Фрейд
Карл Густав Юнг
Альфред Адлер
Бихевиоральное направление в психологическом консультировании
Беррес Фридерик
Скиннер
Эдвард Чейс Толмен
Уотсон Джон Бродус
Окружающая среда воздействует на личность человека.
Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Основные составляющие бихевиоральной психологии:
1. Поощряется активность клиента.
2. Определяется проблема клиента через операционализацию поведения (перевод неясных слов в конкретные, наблюдаемые действия).
3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ (причинно-следственные связи).
4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий).
Процедуры изменения:
а) тренировка настойчивости;
б) тренировка релаксации;
в) моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение в сочетании с ведением записей;
г) поддержка у клиента нужного поведения – предотвращение рецидивов, что дает контроль за собственным поведением.
Гуманистическое направление в психологическом консультировании
Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творческого, активного, чувственного, точного, эмпатического, не судящего слушания».
Основное понятие, с которым работают психологи данного направления, – мироощущение конкретного клиента.
Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным.
Карл Роджерс
Федерик Перлз
Виктор Франкл
Предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изначальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности.
Гештальт-подход в психологическом консультировании
Фредерик Перлз
Гештальт-подход способствует более полному осознаванию человеком себя, своих желаний и потребностей, помогает понять, как и для чего он выбирает разные модели поведения, позволяет обнаружить более эффективные способы удовлетворения своих потребностей, лучше понять свои ресурсы, сделать свою жизнь более счастливой и наполненной.
Техники: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» – авторитарный, директивный и «нижней собаки» – пассивный с чувством вины, ищущий прощения; фиксированное ощущение.
Экзистенциальный подход в психологическом консультировании
Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти.
Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор.
Первое, что нужно сделать клиенту, — это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором.
Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента — эмпатию и аутентичность.
Ирвин Ялом
Основная цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи:
Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
Облегчение эмоционального состояния клиента.
Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.
Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
В процессе консультирования психолог, как правило, решает такие задачи:
помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
Алешина
Юлия Евгеньевна
Виды психологической помощи (по показателям):
1) по времени действия: неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д.; продолжительная – полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);
2) по направленности: прямая — направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию.
3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;
4) по выполнению функций психологом: диагностическая — постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская — отправление к нужному специалисту: информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;
5) по количеству участников: индивидуальная и групповая;
6) по вмешательству психолога: директивная — указующая, дающая советы, как жить, недирективная — идущая за клиентом.
Типы и уровни психологического консультирования
Возраст.
Пространство, т.е. пространственная организация консультации. Два вида консультирования: очное и заочное.
Сферы приложения (школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование, ориентированное на проблемы личности и другие.
Принцип показаний: развивающее консультирование экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.
Уровни консультирования зависят от степени вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы.
Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).
Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).
Организационное развитие (управленческое консультирование).
Принципы психологического консультирования
равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный подход
безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориентация на его нормы и ценности
формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возникших проблем
принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения
разграничение личных и профессиональных отношений
воздержание психолога от прямых и конкретных советов
принцип причинности
консультативный альянс – высокий уровень открытости и доверия
принцип профессионализма
ориентация клиента на самого себя
Принципы расспроса клиента о конкретных ситуациях
Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными.
Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом.
Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность психолога-консультанта.
Рабочие материалы всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (6—7 июня 2002 г., Москва).
Резолюция Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» Формы учета деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
Этический кодекс психолога
КОНТАКТ (установление и поддержание контакта)
ЗАПРОС (определение и уточнение запроса)
ПЛАН (разработка совместно с клиентом плана действий)
НАСТРОЙ НА РАБОТУ (проверка готовности к работе)
РЕАЛИЗАЦИЯ (работа над запросом)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (не всегда, в зависимости от запроса)
ЗАВЕРШЕНИЕ (подведение итогов, сопоставление с запросом)
Этапы консультирования
Методы психологического консультирования
Беседа
Интервью
Наблюдение
Активное и эмпатийное слушание
метод консультирования, фокусированного на решении
метод когнитивного консультирования
метод личностно-центрированного консультирования
метод психоаналитического консультирования
метод экзистенциального консультирования
метод поведенческого консультирования
Активное слушание позволяет точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли клиента с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Эмпатийное слушание - вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника